Несомненно, одним из главных жизненных приоритетов является здоровье. Однако многие из нас даже при серьезном недомогании с трудом заставляют себя выбраться в поликлинику и объясняют это нежеланием терять время в очередях: в регистратуре, у кабинета врача.
Специалисты убеждены, что оптимизировать процесс получения медицинской помощи позволит активное внедрение информационных технологий в работу амбулаторно-поликлинических учреждений.
- В настоящее время по всей республике ведется масштабная модернизация здравоохранения, одним из направлений которой является информатизация. На рынке медицинских услуг активно закрепляются компьютеры. Они обеспечивают эффективное хранение большого количества данных, а это делает более результативной работу медиков и приносит очевидные удобства пациентам, - рассказывает заместитель главного врача УЗ «Новогрудская ЦРБ» Ольга ПЕРКО.
На протяжении вот уже нескольких лет данная работа проводится и в нашем районе. Только за последние 3 года на информатизацию Новогрудской ЦРБ потрачено 50907,9 рублей.
Первым этапом была информатизация участковых терапевтов. Затем в 2015 году компьютеры были установлены в кабинетах врачей: кардиолога, неврологов, окулиста, врача ультразвуковой диагностики; в 2016 году – у эндокринолога, хирурга, травматолога, уролога, ЛОР-врача, врача функциональной диагностики, онколога, психиатра, инфекциониста, построено 9 точек локальной вычислительной сети. Многое было сделано и в прошлом году.
- Медицинские работники и пациенты райполиклиники уже оценили результаты нововведений, - продолжает Ольга Войтеховна. - Через локальную компьютерную сеть каждый врач - не только участковый терапевт, но и узкопрофильные специалисты - может получать сведения о своих пациентах, вносить информацию о посещениях больными поликлиники и об установленных диагнозах заболевания. Эти данные опять же по локальной сети передаются в статистику и автоматически вносятся в электронную амбулаторную карточку пациента. Таким образом врач заполняет основные сведения о пациенте, ведет дневник приёма. Кроме того, наличие электронной амбулаторной карточки и электронного паспорта пациента позволяет в любое время суток получать информацию о пациенте при обращении его за медицинской помощью, без поисков амбулаторной карточки и помощи врача-специалиста составить выписку на пациента и предоставить данные на запросы правоохранительных и других органов. Пациенты же могут записаться на прием к врачу через интернет на удобное для себя время, теряя на это всего несколько минут. Чем не преимущества?
«Электронный рецепт»
Следующий важный этап - введение «электронного рецепта». На сегодняшний день у всех врачей районной поликлиники - как участковых терапевтов, так и узких специалистов, которые выписывают рецепты, установлены компьютеры и соответствующие программы, проведён канал VPN для связи с республиканской программой «электронный рецепт», РУП «Фармация» произведено 10000 карточек, которые переданы в ЦРБ. Система начинает функционировать в январе текущего года.
- Введение такой технологии имеет неоспоримые преимущества по сравнению с выпиской обычного, бумажного рецепта, - продолжает Ольга Перко. - Во-первых, исключается нечитаемость или неправильная интерпретация рецептов; есть возможность видеть все лекарства, назначенные пациенту, что позволяет избежать ошибочно указанных дозировок и нежелательных взаимодействий между лекарствами. Во-вторых, исключается дублирование продажи лекарственных средств для одного пациента и подделка льготных рецептов и рецептов для отпуска лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете. В-третьих, экономится время врача на выписку рецептов, особенно с учетом возможности продления действия электронного рецепта, и позволяет избежать лишних посещений поликлиники для продления действия рецепта. «Электронный рецепт» также является базой для введения автоматизации расчетов компенсации за льготные лекарства и обеспечивает проведение анализа и учета их назначения, стоимости и планирования закупок.
Как пользоваться?
Обязательным элементом технологии обращения электронных рецептов является пластиковая карточка «Для медицинского обслуживания», на которую для идентификации пациента нанесён линейный штрих-код. Для получения карточки необходимо обратиться в поликлинику, предъявить паспорт и заполнить бланк формы информированного согласия об использовании пластиковой карточки и передачи ограниченной персональной информации по каналам связи. Карточка передается пациенту бесплатно.
Врач при назначении лекарства заполняет электронную форму рецепта, который по защищённым каналам связи передается в центр обработки данных, где хранится в реестре электронных рецептов. Ольга Войтеховна уточнила, что на начальном этапе параллельно с автоматизированным формированием электронного рецепта выписывается и бумажный рецепт. Для получения лекарственных средств, выписанных в виде рецепта в электронной форме, в аптеке необходимо предъявить пластиковую карточку «Для медицинского обслуживания». Работник аптеки просканирует пластиковую карточку, идентифицирует гражданина, затем обратится в реестр электронных рецептов и выдаст назначенный медицинский препарат.
Информатизация - не сиюминутный процесс. Пошаговое внедрение современных компьютерных систем позволит адаптироваться к переменам как пациентам, так и работникам здравоохранения. На очереди - внедрение «электронного рецепта» в детской поликлинике, информатизация женской консультации, стоматологической поликлиники, стационарных подразделений, завершение информатизации райполиклиники.
О. Новогран, "НЖ".