Готовим ребенка к школе: советы родителям первоклассников от педагога социального Новогрудского районного СПЦ

Готовим ребенка к школе: советы родителям первоклассников от педагога социального Новогрудского районного СПЦ

Готовим ребенка к школе: советы родителям первоклассников от педагога социального Новогрудского районного СПЦ

13 Августа 2019 225

Подготовить ребенка к школе – не значит только обеспечить его необходимыми формой, обувью и школьно-письменными принадлежностями. Ребенку, который впервые идет в школу, предстоит адаптироваться к школьной жизни. И как пройдет этот процесс во многом зависит именно от родителей.

Уважаемые родители с переходом вашего ребенка к школьной жизни значительно изменится его режим дня, и, соответственно ваш уклад жизни тоже поменяется. Естественно этот момент необходимо обдумать заранее, так как любые изменения окажут влияние на остальных членов семьи.

Самое главное – безопасность! Осуществление присмотра за ребенком, его безопасным и полезным времяпровождением и отдыхом является первоочередным вопросом для родителей. Необходимо заранее решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Вы будете чувствовать себя более спокойно, если подготовку к самостоятельному пребыванию вашего первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться ваш ребенок, и предусмотрите возможности экстренной связи с вами. Как результат ребенку не придется в самые первые школьные дни испытывать дополнительный стресс.

Нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнуть сложности во взаимоотношениях со сверстниками, а также окружающими его людьми. Несомненно, каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. Однако первые же неуспехи, которые не редко возникают у детей, могут стать сильным разочарованием для их родителей. Несбыточные ожидания родителей и их иллюзии зачастую подрывают самооценку ребенка.



Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (взрослым и детям). Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. С поступлением в первый класс ваш ребенок становится школьником и приобретает новые права и новые обязанности. Свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и, прежде всего вам дома. Поэтому ваша терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна.

Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой лучше заранее. Для школьника уровень развития мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы вашему ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от него значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.

Режим дня. Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для него будет новым, если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не стал для ребенка дополнительным переживанием. Режим дня ребенка изменится и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий. В первом классе официально не задают домашних заданий, но учитель, как правило, старается постепенно приучить ребят к этому.

Немало важно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке. Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место: письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом – учиться. Рабочее место должно соответствовать гигиеническим требованиям.

Ребенок должен постоянно испытывать интерес от собственных открытий, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. Не мало важным является проявление личной заинтересованности родителей к занятиям ребенка и его увлечениям, создавайте положительный эмоциональный фон. Давая негативную оценку действиям ребенка, не используйте такие фразы как: «Ты не умеешь строить, рисовать...». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.



Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Благодаря этому подходу ваш малыш будет ориентирован на самосовершенствование, а также это будет предпосылкой для создания системы доверительных отношений с вашим ребенком.

Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности. Поделитесь со своим ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями из начала своей школьной жизни. Настраивайте ребенка на успех в учебе, не рассказывайте о каких-либо личных разочарованиях и не свершениях,  приводите положительные примеры,  хвалите ребенка.

Ограничьте время нахождения вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
Регулярные занятия в определенное время дня приучают ребенка к организованности. Если ребёнок привык, что после обеда (ужина, прогулки и т.д.) вы занимаетесь (или идете на подготовительные курсы), то вам не придется тратить каждый раз время на уговоры, настраивать ребёнка на занятия. Нужно приучать ребенка к усидчивости, к тому, что бы доводить начатое дело до конца.

Не перегружайте ребенка занятиями. Если ребенок во время занятия начинает «ерзать» на стуле, раскачиваться, это значит, что он устал и ему нужно немного подвигаться (побегать, поиграть, отдохнуть). Сами занятия не должны быть похожи на школьные уроки, с ребенком нужно просто играть в развивающие игры.

Ребенок должен комфортно чувствовать себя в классе, чтобы свои силы и энергию направить на учебу. Конфликты с одноклассниками могут повлиять на школьную успеваемость. В позитивном эмоциональном состоянии ребенок легче справляется с возникающими трудностями. Если у вашего ребенка есть какие-либо эмоциональные проблемы, то обязательно обратитесь за помощью к педагогу-психологу.

От подготовленности ребенка к школе зависит его успех в обучении. Учитывайте все аспекты готовности своего чада к началу школьного обучения  – физическое и психологическое здоровье, уровень знаний, уровень общего развития. Пользуйтесь помощью специалистов для того, чтобы грамотно подойти к этому вопросу и вовремя оказать ребёнку необходимую поддержку.

 

Сергей Талако, педагог социальный

Новогрудского районного социально-педагогического центра

Фото носит иллюстративный характер (из архива "НЖ")