Его уголок души и судьбы

Его уголок души и судьбы

22 января 2019 543

К сожалению, ветеранов войны с каждым годом становится все меньше. Вот и в ГЛХУ “Новогрудский лесхоз” еще в 2000 году их насчитывалось более двадцати человек, а в этом - только четыре. Их здесь не забывают. Всегда интересуются жизнью, помогают решать бытовые проблемы, одним словом поддерживают не только словом, но и делами. Недавно вместе с заместителем директора по идеологической работе А.А. Досько побывала у людей, судьба которых опалена войной. Им уже более восьмидесяти лет, но они еще довольно активны и подвижны, интересуются новостями и общественной жизнью района и страны в целом. Сегодня с удовольствием познакомлю читателей районки с жителем Любчи Л.В. Черником.

Материал из архива редакции (16 апреля 2015 г.)

Леонид Владимирович - уроженец Минщины. Семья, где он рос, была большой и дружной. Леонид имел пятерых братьев и сестру. Судьба его нелегкая, но очень интересная. Война началась, когда юноше было только 14 лет.

Столкнуться с немцами парню пришлось почти в первые дни войны. Воспоминания не очень приятные. В их деревне Белый берег с приходом немцев сразу были обустроены немецкий и полицейская комендатуры. Полицай, которого немцы назначили старостой деревни (солтысом), сразу обошел дома крестьян и переписал, кто в них живет. С какой целью он это делал никто не знал. А наутро дом семьи Черник окружили фашисты. Забрали двух старших братьев Леонида, вывели за дорогу и расстреляли на глазах сельчан. В этот же день аналогичным образом погибли еще семь молодых людей.

До таких подростков, как Леонид немцы и полицаи относились с подозрением. Любой поступок они могли расценить, как преступление против них. Столкнуться с допросами немцев как-то пришлось и Леониду, его старшему брату и сестре. По какому-то доносу, их забрали в комендатуру. Допросы вели по отдельности. Видимо, показания детей не противоречили друг другу, поэтому их отпустили домой.

Через какое-то время в лесах появились партизаны. Действовали они довольно активно. Первое, что сделали, расстреляли тех полицаев, которые выдали немцам активистов села. Позже немцы во время карательной операции населенный пункт сожгли. Старший брат Леонида ушел в партизаны. Леонид же с родителями остался жить в землянке.

Так длилось до января 1945 года. Минщина уже была освобождена от немцев, и Леонида призвали в армию. Новобранцев на поезде повезли в Москву. На дворе был тридцатиградусный мороз. Вагоны не отапливались. Молодые парни ломали борта деревянных вагонов и раскладывали костры, чтобы согреться. Привезли их на формировочный пункт. Там выдали обмундирование, оружие и начали учить стрелять. 10 января молодое пополнение приняло присягу. А ночью всех подняли по тревоге, погрузили в вагоны и отправили на фронт...

Какое-то время служба проходила в Мурманске. Позже продолжилась на Баренцевом море. Леонид Владимирович был автоматчиком и пулеметчиком. Он еще и сегодня вспоминает суровый климат севера. Морозы в студеную зиму 1945 года стояли лютые. Там были свои законы. Солдатам до обмундирования, выдавали еще дополнительно белые маскировочные халаты. Но это не спасало, многие все равно получали обморожения. Леонид Владимирович холода не боялся. Он с детства был закаленным парнем.

Л.В. Чернику немного повезло. В 1945 году военные действия советской армии с оборонительной позиции перешли в наступательную. Поэтому во многих боевых операциях участвовать не пришлось. Леонид в основном транспортировал снаряды на пароходе “Кама” и конвоировал пленных немцев. Ветеран признается, что злости на фашистов не было. Это были истощенные, по-своему несчастные люди, которые шли в колонне и время от времени кричали: “Гитлер капут!” ...

Победу Л.В. Черник встретил в Мурманске. Тут ему и пришлось задержаться на долгих семь лет. После войны его назначили в топографическую часть. Солдаты составляли карты местности. У каждого было оружие, ведь на каждом шагу их подстерегала опасность.

Служба была тяжелой. Хотелось домой. Некоторые не выдерживали таких испытаний. Один солдат застрелился возле флага. Тогда командование среагировало. И в 1951 году объявили демобилизацию...

Домой Леонид Владимирович ехал через Ленинград. Жизнь там налаживалась. Это радовало. Надо было определяться и со своей жизнью. Долго решать, кем быть, не стал. Отец и мать держали собственное хозяйство. Нужно было им помогать. А в лесхозе давали сенокос и землю. Такие обстоятельства и сделали выбор за него. Однако Л.В. Черник об этом не жалеет. Лес стал для него вторым домом, его уголком души и судьбы.

Сразу устроился инженером по культурам в Воложинский лесхоз. Способного парня там заметили и через некоторое время предложили должность помощника лесничего Дубровенского лесничества. Тут его и настигла любовь. Будущая жена была родом из Сенно. Это определило дальнейшую судьбу молодой семьи. В 1954 году они переселились на Новогрудчину и обустроились в Любче. Жена работала учительницей, а Леонид Владимирович в лесничестве - сначала инженером по переработке леса, а позже - инженером по охране труда. Таким образом он посвятил лесу 38 лет своей жизни.

В текущем году Л.В. Черник отметит свое 88-летие. Но ведь Леониду Владимировичу сегодня может позавидовать еще ни один молодой человек! Он по-прежнему бодр и оптимистичен. Без дела не сидит ни минуты. Да и нет той работы, с которой бы не справился ветеран. Он еще и автомобиль отремонтирует, и даже с раритетным радиоприемником разберется!

Лично меня приятно поразили названия книг на его столе, которые он не просто читает, а в которых сегодня ищет необходимую для своей работы информацию. Это “Большой справочник по элементарной математике”, “Задачник по общей электротехнике и основам электроники”. Мне кажется, что дальше всякие слова будут лишними. Разве только имеют место пожелания здоровья ветерану и мира на земле!

Екатерина Бесараб