Скажем честно: не всегда мы, покупатели, обращаем внимание на маркировку продуктов, которые покупаем. Быстрый ритм жизни диктует свой стиль поведения и в магазине: мы спешим и кладем в корзину товар, не обращая внимание на маркировку. Поэтому иногда приносим домой продукты с истекшим сроком годности. У каждого из нас, наверное, наберется не один подобный факт.
В середине октября вместе с врачом-гигиенистом Новогрудского зонального центра гигиены и эпидемиологии Аллой Зайко мы побывали в магазинах СООО «Златка», «Мясная лавка» СПК «Негневичи» и «Продукты» ЧТУП «Троодит» и поинтересовались, как выполняются санитарно-гигиенические требования на этих торговых предприятиях.
- Продукты, срок годности которых истек, применять опасно, - информирует Алла Георгиевна. - В таких продуктах не только меняются вкус, запах и внешний вид, но и теряются полезные свойства. Кроме того, в них начинается рост микроорганизмов, в том числе патогенных, могут образовываться токсины - вещества, которые воздействуют на организм как яд.
Срок годности - это срок, по завершении которого товар считается непригодным для использования по назначению. (Гл.1, ст. 1 Закона «О защите прав потребителей»).
Сразу скажу: серьезных нарушений мы не обнаружили. А вот без замечаний врача-гигиениста не обошлось. В каждой торговой точке они оказались почти одинаковыми.
Как театр начинается с вешалки, так и первое впечатление о магазине.
- Корзины должны быть чистыми и сухими, - обращает внимание при входе в торговый зал Алла Георгиевна. - Никаких подтеков, бумажек и чеков внутри!
Как покупатель, я открываю для себя некоторые интересные моменты, о которых и не подозревала. Оказывается, по санитарным правилам мясная продукция в холодильнике не должна выкладываться вблизи испарителя. Есть свои требования и к магазинной расфасовке продуктов. А маркировка – вообще очень важная и полезная вещь. Если внимательно читать текст, находящийся на этикетке, можно обезопасить себя от приобретения сомнительной продукции. Однако данная информация в некоторых случаях содержится не в полном объеме.
- Кондитерские изделия, которые продаются методом самообслуживания, нельзя держать в открытых коробках: так они не защищены от загрязнения, делает замечание специалист ЦГЭ. - Их необходимо закрывать пленкой. Подобная ситуация, к сожалению, встречается во многих торговых предприятиях.
Еще одна проблема - выкладка товара в случайную тару. Капуста в коробке из-под яблок, селедка в упаковке от бананового мороженого - это не полный перечень подобных фактов, которые увидел опытный врач-гигиенист.
Комментарий специалиста
- В соответствии с действующими директивными документами надзорная деятельность учреждений государственного санитарного надзора за торговыми объектами направлена на профилактику нарушений. В 2018 году государственный надзор учреждений санитарно-эпидемиологической службы за объектами строится исключительно в форме мер профилактического упреждающего характера. А это - проведение мониторингов с направлением рекомендаций об устранении нарушений, проведение разъяснительной работы о порядке выполнения требований законодательства, применения положений на практике, - комментирует ситуацию Алла Зайко. - Каждый субъект хозяйствования торговли района может обратиться в Новогрудский зональный центр гигиены и эпидемиологии, где специалисты окажут консультативную помощь по вопросам применения положений санитарно-эпидемических требований, при необходимости выедут на место. Санитарно-эпидемиологической службой района практикуется информирование о типичных нарушениях через интернет, СМИ, что позволяет субъекту хозяйствования принять меры по недопущению подобных нарушений на своих объектах.
Сегодняшний совместный мониторинг позволил еще раз поднять вопрос соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на торговых объектах, - подчеркнула Алла Георгиевна, - но вместе с тем дал возможность дополнительно провести разъяснительную работу не только среди работников торговли, но и среди потребителей по основным требованиям, предъявляемым к торговле продуктами питания.
Один из наиболее частых вопросов - правильное чтение и понимание сроков годности продуктов питания. На упаковках с пищевой продукцией всегда должны быть сведения о дате выпуска и сроках годности продукта. В большинстве случаев срок годности в маркировке продукции указывается с использованием слов «годен до ...». Если, к примеру, на упаковке будет указано «дата выпуска продукции 12.08.2018, годен до 12.12.2018», то срок годности продукта истекает в 23.59 11.12.2018 и 12.12.2018 этот продукт в реализации не должен находиться. На пищевой продукции со сроком годности до 72 часов должны дополнительно указываться время ее изготовления и время окончания срока годности.
- Как показывает мировая практика, возникает много проблем с выполнением требований маркировки пищевых продуктов, расфасованных на торговых объектах. В соответствии с требованиями, информация для потребителя должна быть указана на русском языке или на русском и белорусском языках, должна быть однозначно понятной, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманутым или введен в заблуждение, - уточняет Алла Зайко. - На потребительской упаковке расфасованного на торговом объекте продукта должны обязательно быть нанесены: наименование продукции, указанное на маркировке производителя и в товаросопроводительных документах; дата изготовления; срок годности; условия хранения пищевой продукции, установленные производителем.
Иные сведения доводятся до потребителя любым способом, который обеспечивает возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции.
Ольга Новогран, «НЖ»
Стоит почитать:
Все о грибах. Правила от новогрудских специалистов, которые помогут не оказаться на больничной койке
Как правильно питаться? Советы специалистов Новогрудского центра гигиены и эпидемиологии