В последнее время усиливается роль soft skills в процессе профессионального развития сотрудников всех организаций. Однако важность и необходимость владения soft skills педагогами, а значит и формирования их у учащихся на педагогических направлениях, пока не осознается в должной мере многими участниками образовательного процесса.
Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. Первые – социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые – профессиональные знания и навыки: они понадобятся на работе.
О комплексе soft skills в первую очередь заговорили применительно к бизнесу, но сейчас, с учётом динамично меняющейся среды, он востребован и в системе образования.
Педагоги познакомились с моделью, лежащей в основе мотивации к развитию личности педагога, а также определила содержание основных soft skills применительно к педагогической деятельности.
Поскольку педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возможностью эмоционального реагирования, каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока...
Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание учителя.
Коллегам было предложено несколько упражнений для развития эмоционального интеллекта.
Ольга Бахар,
педагог-психолог СШ №5 г.Новогрудка