Какие новации предлагаются при поступлении в вузы? Что об этом думают учителя? Отвечаем на эти и другие вопросы

Какие новации предлагаются при поступлении в вузы? Что об этом думают учителя? Отвечаем на эти и другие вопросы

Какие новации предлагаются при поступлении в вузы? Что об этом думают учителя? Отвечаем на эти и другие вопросы

28 Ноября 2021 348

Тема изменений в системе образования по объединению школьных экзаменов и централизованному тестированию, которое планируется с 2023 года, звучит уже давно. Обсуждали ее и на совещании с участием Президента Беларуси. Возникло много вопросов. Поэтому было принято решение доработать проект указа по приему в ВУЗ.

Что планируется

С апреля 2023 года для выпускников 11-х классов учреждений общего среднего образования планируется введение итогового испытания в виде совмещения выпускного экзамена и централизованного тестирования (ЦТ) по одному из государственных языков и математике. Выпускной экзамен по истории Беларуси может быть перенесен из 11-го класса в 9-й и проходить он будет, как и раньше, в устной форме.

Рассматривается новая форма итоговой аттестации учащихся с рабочим названием – централизованный экзамен (ЦЭ). Предполагается, что ЦЭ будет организован примерно в 100 экзаменационных пунктах, расположенных на базе учреждений высшего и среднего специального образования, имеющих соответствующий опыт организации ЦТ, а также в ряде учреждений общего среднего образования. За каждым из них закрепится один или несколько административных районов и будет организован подвоз учеников от школы до пункта ЦЭ.

Общие принципы проведения нового экзамена будут похожи на экзамены, используемые в настоящее время при организации ЦТ. По результатам ЦЭ в аттестат об общем среднем образовании будет выставлено среднее арифметическое годовой отметки и результаты ЦЭ и выдан сертификат для участия в конкурсе при поступлении в ВУЗ, который будет отличаться от сегодняшнего сертификата ЦТ.

Про ЦТ, сроки регистрации и экзамены

Централизованное тестирование для абитуриентов сохраняется как основная форма проведения вступительных испытаний в вузы. Оно доказало свою эффективность, положительно оценивается обществом, характеризуется отсутствием коррупционных рисков.

Предполагается установление новых сроков регистрации абитуриентов на ЦТ – с 10 мая по 1 июня (для сравнения: в 2021 году регистрация проводилась со 2 мая по 1 июня). Перечень пунктов регистрации будет определять Министерство образования.

Планируется скорректировать и этапы приемной кампании на уровень высшего образования: сначала проводить зачисление на условиях целевой подготовки, затем ЦТ, после чего прием документов и зачисление на общих основаниях на бюджетную и платную формы получения образования.

Для поступающих в вузы будут предусмотрены следующие испытания:

– по белорусскому или русскому языку (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ;

– по двум учебным предметам (профильным экзаменам) в соответствии с выбранной группой специальностей (специальностью, направлением специальности) в форме ЦЭ или ЦТ;

– вступительные испытания в самих вузах, если таковые предусмотрены.

Абитуриенты, получившие общее среднее образование в год поступления, смогут принять участие в ЦТ по трем учебным предметам, что позволит им расширить потенциальный выбор специальностей. Для создания равных условий выпускникам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, а также выпускникам учреждений общего среднего образования прошлых лет будет сохранено право принимать участие в ЦТ по четырем учебным предметам (сертификат будет действителен два года).

Оценка знаний

Знания абитуриентов при проведении ЦТ оцениваются по 100-балльной шкале, а при проведении вступительных испытаний в вузы (за исключением предметов, по которым засчитываются результаты ЦТ или ЦЭ) – по 10-балльной. Отметки, приравниваемые к неудовлетворительным по результатам ЦТ или ЦЭ и по результатам вступительных испытаний в вузы, будут определяться по каждому учебному предмету Министерством образования.

Абитуриентов, подавших сертификаты ЦЭ или ЦТ с неудовлетворительной отметкой хотя бы по одному учебному предмету, к участию в конкурсе на очную и заочную формы не допустят.

Внимание к целевой подготовки

Планируется, что уже с 2022 года будут увеличены квоты для желающих получить высшее образование на условиях целевой подготовки:

– на сельскохозяйственных специальностях – с 60% до 70% от контрольных цифр приема;

– на медицинских специальностях – с 50% до 80%;

– по другим специальностям – с 40% до 60%.

В Минобразования считают, что расширение целевого набора позволит не только эффективнее решать кадровые задачи, а и поспособствует созданию конкурсной ситуации на целевых местах. В Кодексе об образовании существенно расширены возможности целевой подготовки специалистов как формы государственного заказа. Если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч), то сейчас такой договор может заключить организация-заказчик кадров, которая находится в любой точке страны. Вместе с тем необходимо повышать ответственность местных органов власти и госуправления, которые выдают целевые направления.

По информации Министерства образования, отбор абитуриентов на целевую подготовку с 2023 года будет проводиться только по результатам внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету (математика, физика, химия, биология, история Беларуси, обществоведение, иностранный язык и др.) с учетом среднего балла аттестата. Данное испытание будет проходить до ЦТ. Исключение сделано только для медицинских специальностей (по согласованию с Минздравом). Прием на указанные специальности на целевую подготовку будет осуществляться аналогично действующему порядку (на основании сертификатов ЦТ и ЦЭ).

Льготы также будут

Проект новых правил предусматривает расширение льгот при поступлении в вузы для некоторых категорий абитуриентов. В частности, проведение университетских Олимпиад на базе учреждений высшего образования, победители которых смогут поступать без вступительных испытаний в эти вузы на отдельные специальности.

Кроме того, предполагается принимать выпускников Национального детского технопарка в вузы по итогам собеседования в качестве целевиков на ряд специальностей профилей образования «техника и технологии» и «естественные науки» (при наличии рекомендации наблюдательного совета детского технопарка).

 Елена Чал, учитель английского языка СШ № 4 г. Новогрудка:

– С 1 сентября 2021 года в школах страны изменились принципы итоговой аттестации учащихся. Так, например, для выпускников 11-х классов выпускные экзамены по белорусскому и русскому языкам и математике будут совмещены с централизованным тестированием. Первыми оценить нововведение смогут выпускники школ 2023 года.

С введением единого экзамена, который одновременно будет являться и выпускным, и вступительным, решается ряд проблем. В первую очередь это уменьшит нагрузку на учеников. Во-вторых, поможет исключить субъективность при оценивании и повысить качество школьного аттестата. В-третьих, снимается вопрос формы сдачи экзамена. Сейчас наши дети готовятся и к пересказу, и к контрольной работе, а при поступлении – к тесту. Введение единого государственного экзамена облегчит работу и педагогу, и ребенку.

Диана Цвирко, директор ГУО «Вселюбский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»:

– В последнее время и родители, и ученики, и учителя говорят о том, что выпускников нужно «разгрузить». Решение о введении экзаменов по белорусскому и русскому языкам, математике, которые будут совмещены с централизованным тестированием, – прогрессивное и своевременное. Это не просто механическое объединение, а преобразование самой формы итоговой аттестации. Вместе с ней мы приобретем понятную и логичную систему подготовки к экзаменам. Введение новой формы проверки знаний выпускников позволит объективно оценить их знания и создать психологический комфорт.

Также это позволит учащимся 10-11 классов сконцентрироваться на тех предметах, которые необходимы для ЦТ, а ученикам с баллом ниже 6 – продолжить обучение в учреждениях профессионально-технического образования и приобрести рабочие профессии. Обязательный единый экзамен в форме ЦТ будет инструментом, который сократит разрыв между требованиями высшей школы и качеством среднего образования.

Наши педагоги считают, что ЦТ – единственная объективная оценка знаний выпускника, когда из экзаменационного процесса исключен человеческий фактор, который всегда связан с той или иной долей предвзятости. На наш взгляд, нововведение повысит ответственность учеников и их родителей за результаты учебы, укрепит учебную дисциплину.

Елена Ермакова, «НЖ».