Аппарат абонента выключен. «Мобильные» реалии школьной жизни в учреждениях образования Новогрудчины

Аппарат абонента выключен. «Мобильные» реалии школьной жизни в учреждениях образования Новогрудчины

Аппарат абонента выключен. «Мобильные» реалии школьной жизни в учреждениях образования Новогрудчины

18 Октября 2019 491

Трудно представить современного человека без мобильного телефона. Гаджет позволяет нам оставаться в курсе последних мировых событий, быть всегда онлайн для родственников, коллег и друзей, с легкостью получать необходимую информацию и многое другое. Сегодня практически у каждого школьника, начиная с первого класса, есть собственный мобильник. Уважаемые родители, а зачем он вашему ребенку? Научили ли вы его пользоваться мобильным телефоном по назначению, вовремя и к месту?

 

В последние годы «принято» покупать мобильный телефон как только ребенок идет в школу – «для безопасности», чтобы предупреждал, когда задерживается, чтобы всегда был на связи. Лет 15 назад, когда мобильники только стали появляться, к ним относились с осторожностью, учитывая прежде всего вредное воздействие на организм. Сейчас об этом вспоминают редко, и то в основном медики и педагоги.

Целое поколение детей невольно участвует в эксперименте, который определит, такие ли безопасные мобильные телефоны, как нам кажется сегодня, стоят ли приобретенные удобства потраченного на них здоровья.

Цифровое поколение

Благодаря достижениям технического прогресса, дети с самого рождения окунаются в интенсивный поток информации и коммуникации. В этом потоке им часто приходится решать одновременно несколько задач. Это влияет не только на формирование личности ребенка, но и на развитие его психики. У детей, которые активно пользуются гаджетами и поисковыми системами интернета, по-другому начинает функционировать память. В первую очередь запоминается не определенная информация, а место, где она находится, и способ, как ее найти. Даже взрослые перестают запоминать информацию, которая раньше считалась необходимой и естественно держалась в голове (телефоны, адреса и др.). Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 10-15 лет назад, уменьшилась в десятки раз.

В следующий раз, когда будете говорить, что у ребенка «ветер в голове», постарайтесь вспомнить, с какого возраста вы позволили ему смотреть телевизор, пользоваться гаджетами и интернетом.


Здоровье детей

Споры на тему влияния мобильных устройств на здоровье человека продолжаются уже много лет.  Конечно, вред есть, и связана он в первую очередь с электромагнитным излучением, – рассказывает валеолог Новогрудского зонального центра гигиены и эпидемиологии Нина Журавская. - Электромагнитное излучение мобильных телефонов особенно негативно сказывается на здоровье детей. Это связано прежде всего с несовершенством их иммунной системы. Согласно результатам многочисленных исследований, мобильные телефоны способны вызвать потерю памяти, нарушение сна и др. Пользоваться сотовым телефоном стоит только в случае острой необходимости – отдавайте предпочтение SMS-сообщениям. Мобильный телефон не стоит держать в карманах одежды, вешать на шею – его место в сумке, ранце. Не стоит подносить телефон к голове сразу после нажатия кнопки вызова – в этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время самого разговора. Мобильник необходимо держать на небольшом расстоянии от уха, продолжительность одного разговора ограничить до трех минут. Не пользуйтесь сотовым телефоном в машине и автобусе – электромагнитные волны, отбиваясь от металлического кузова, усиливаются в несколько раз. Контролируйте уровень зарядки акамулятора мобильного телефона – при слабой зарядке излучение возрастает. Выключайте мобильник на ночь.

Мировой опыт

В развитых странах, куда технический прогресс пришел несколько раньше, результаты воздействия гаджетов на школьников уже почувствовали и относятся к ним отрицательно. В 2001 году Управление научных исследований Европейского парламента призвало запретить использование сотовых телефонов детьми до подросткового возраста. В странах Европы (Франции, Великобритании, Словении и др.), отдельных штатах США введен полный запрет мобильных телефонов в школах. Однако обсуждение целесообразности подобных ограничений в этих и других странах продолжается по сей день.


А кто должен контролировать?

По данным Управления образования Новогрудского райисполкома, в правила внутреннего распорядка всех школ района внесен пункт об ограничении использования средств мобильной связи на уроках и перерывах. В каждом классе созданы условия для хранения гаджетов закуплены специальные органайзеры, коробки с ячейками, которые пронумерованы согласно списку учащихся в классном журнале. Перед началом урока дети оставляют там свои телефоны, обязательно на беззвучном режиме. Пользоваться сотовым телефоном в школе разрешено в экстренных случаях и по необходимости во время перерывов.

– Полностью запретить учащимся пользоваться мобильными телефонами мы не можем – время не то, дети не те, – говорит директор средней школы № 5 г. Новогрудка Анжелика Редько. – Но ограничить их использование, чтобы не нарушать образовательный процесс, – это задача номер один. Ребенок приходит в школу прежде всего получать знания и развиваться, а не наблюдать за своим гаджетом: мигает он или звенит и т.д. Не может быть уверенности и в том, что ученик не будет пользоваться решебниками, если мы позволяем применять мобильный телефон на уроках в образовательных целях. В школе проводится большая информационно-разъяснительная работа по вопросам здоровьесбережения: правилам безопасного пользования гаджетами (всеми, не только мобильными телефонами), возможности возникновения зависимости от них, необходимости двигательной активности на перемене и др. Нас не всегда слышат как дети, так и их родители.

Как регулировать отношения ребенка с мобильным телефоном дома, личное дело каждой семьи, а в учреждении образования – общее. Поэтому прежде, чем отправить ребенка в школу с дорогим смартфоном, еще раз ответьте себе на вопрос: «Зачем?»

Татьяна Сазанович, «НЖ»