Их магазины и производства сегодня знакомы каждому, автолавки доезжают до самых отдаленных деревень, а заготовительные пункты многие годы приносят дополнительный доход сельчанам. На Гродненщине потребкооперация обслуживает 380 тысяч населения, более шестидесяти процентов из которых – сельские жители. В деревнях работают более 400 магазинов, 92 автолавки. Как совершенствуется торговля на селе, рассказал председатель правления Гродненского облпотребобщества Александр Бубенчик. Благодаря потребкооперации белорусы могут быть уверены: ни один человек, даже в самой глухой деревне, не останется без внимания. Председатель правления Гродненского облпотребобщества Александр Бубенчик, проработав в системе потребительской кооперации не один год, разбирается во всех ее тонкостях и нюансах и многое делает для того, чтобы в области эта разветвленная многоотраслевая структура играла еще более заметную роль.
Коммерция с социальным уклоном
– Что собой представляет потребкооперация Гродненской области сегодня?
– В составе Гродненского облпотребобщества – 15 филиалов и 2 унитарных предприятия. Организация обеспечивает занятость и социальные гарантии пяти тысяч человек. Обслуживает 380 тысяч населения области, более шестидесяти процентов из которых – сельские жители. Средняя цифра месячного объема торговли в среднем составляет 27 миллионов рублей в месяц.
В облпотребобществе – 605 торговых объектов. 409 из них – в сельской местности. За последние пять лет открыли 11 новых объектов, 37 возобновили свою работу. Только в прошлом году, к примеру, была возобновлена работа 16 объектов, из них десять в сельской местности.
Функционируют 76 объектов общественного питания, в том числе 10 объектов брендированного формата: «Лепим сами», «TASTY», «Еда&Кофе», «Гастролавка».
Все свое – и сырье, и рецепты
– Потребобщество знаменито продукцией собственного изготовления. Особенно популярны у населения маринованные продукты, сделанные словно по бабушкиным рецептам. Расскажите об этом.
– Действительно, собственная продукция, производимая потребкооперацией, пользуется большим спросом у покупателей. В наших магазинах есть все необходимое. Можно купить сырое мясо и мясные полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, рыбу, произведенные на предприятиях филиалов облпотребобщества. Покупатель идет сюда за свежим хлебом, колбасами, сделанными по старинным бабушкиным рецептам, за квашеной капустой и солеными огурцами. На прилавках всегда изобилие свежих овощей и фруктов. За исключением «экзотов», большая часть заготавливается у населения.
У нас 8 хлебопекарных предприятий, 5 участков и цехов по выпуску кондитерских изделий, 9 убойных цехов и площадок, 10 мясоперерабатывающих цехов, 1 участок по производству кормов для животных. Также в системе по 2 цеха по переработке рыбы и по производству безалкогольных напитков, один квасильно-засолочный цех, 9 участков и цехов по производству непродовольственных товаров. Вся производимая продукция поставляется в наши магазины, в частности в минимаркеты «Родны Кут».
Заготовка по всем фронтам
– Большой сегмент в системе облпотребобщества занимает заготовительная деятельность. Как обстоят дела на сегодняшний день? Урожайный ли год?
– Заготовка уже идет вовсю. Сейчас сезон клубники, грибов, черники, земляники. Следующие на очереди – яблоки, картофель, другие сельскохозяйственные культуры.
Обычно за летний сезон в период заготовки населению выплачивается около 12 миллионов рублей. Закупаем все, что предлагают люди.
Всего в Гродненском облпотребобществе около 100 приемо-заготовительных пунктов. Порядка 20 из них осуществляют приемку сельскохозяйственной и дикорастущей продукции – черники, лисичек и прочего.
Кроме сельхозпродукции, мы заготавливаем и вторичные материальные ресурсы. Работают 80 пунктов приема, в том числе 20 в Гродно. Закупаем макулатуру, вторичные полимерные материалы, стеклобой, обрезки текстильных материалов и тряпья, бытовой лом черных и цветных металлов.
Конкуренцию держат достойно
– Как кооперации удается выдерживать высокую конкуренцию?
–Острая конкуренция на рынке заставляет торговые сети поддерживать высокий уровень сервиса, постоянно обновлять и расширять ассортимент товаров.
Стараемся, чтобы в первую очередь был достаток в магазинах, чтобы покупатель всегда имел выбор. Важно, чтобы люди, которые работают в системе потребкооперации, получали достойную заработную плату.
Постоянно проводим работу по совершенствованию материально-технической базы промышленных предприятий. За последние несколько лет провели модернизацию наших хлебозаводов, холодильных камер мясоперерабатывающих и убойных цехов.
Также организовали новый вид производства – выпускаем мясные корма для животных. Внедрили более 500 новых наименований хлебобулочных изделий, 56 кондитерских и 46 мясных изделий. Все хлебозаводы производят продукцию диетического и лечебно-профилактического назначения.
Живут заботами сельчан
– Автолавки условно можно назвать брендом отечественной потребкооперации. Без магазина на колесах не обходится ни один сельчанин, особенно ждут их в отдаленных деревнях.
– Глава государства не единожды повторял, что люди, которые работают на земле, не должны ни в чем нуждаться. В этом плане у потребкооперации особая роль. В отдаленных малых деревнях увидеть частника-торговца, безусловно, большая редкость – ему это невыгодно. Не всегда выгодно и потребобществу, но наши автолавки все равно обслуживают жителей глубинки и продолжат делать это.
Сельским покупателям везем все необходимое, ассортимент автолавок не отличается от того, что в стационарных торговых точках. Цены такие же.
Всего в области 92 автомагазина. Они обслуживают свыше 2,6 тысячи сельских населенных пунктов, в которых проживает третья часть сельского населения области. При этом только 1% в обслуживаемых населенных пунктах имеет численность более 200 человек. В некоторых деревнях проживают и вовсе по 2-5 человек.
Парк автомагазинов, к слову, обновляется каждый год. За последние пять лет мы приобрели 32 магазина на колесах.
– Каким вы видите развитие потребительского кооператива в ближайшее время?
– В торговле, как основной сфере нашей деятельности, приоритетом является повышение эффективности, обновление материально-технической базы, автопарка магазинов, а также внедрение современных методов обслуживания, чтобы наша работа отвечала слогану «Жить заботами сельчан». Такие задачи ставит перед нами руководство страны.