Лучший нос Америки. Как девчонка из Новогрудка София Гройсман взошла на Олимп мировой парфюмерной индустрии

Лучший нос Америки. Как девчонка из Новогрудка София Гройсман взошла на Олимп мировой парфюмерной индустрии

27 июня 2021 1571
О том, как девчонка из Новогрудка взошла на Олимп мировой парфюмерной индустрии.

Силы небесные

Люди старшего поколения помнят фильм «Опасный возраст» (1981), где Юозас Будрайтис сыграл одаренного парфюмера, обладающего невероятной способностью различать мельчайшие нюансы в гамме запахов. Молодые наверняка смотрели сериал «Нюхач» (2013), в котором персонаж Кирилла Кяро наделен тем же даром и благодаря ему проводит детективные расследования. Казалось, такой талант преувеличен кинематографистами. Но нет. Наша землячка София Гройсман (в девичестве Ходош) с младенчества была наделена поразительным обонянием, различающим нотки любых запахов. Из 25 ароматов, собранных в зале парфюмерной славы в Нью-Йорке, четыре — ее разработка. За свою карьеру она стала обладательницей пяти премий FiFi Awards, которая приравнивается к «Оскару» в индустрии парфюмерии. На страницах газеты The New York Times ее назвали лучшим носом Америки, известные коллеги со всего мира восхищаются ее дарованием. В материале корреспондента агентства «
Минск-Новости».

София родилась 8 марта 1945 года в городском поселке Любча 
Новогрудского района Гродненской области. Почти ровесница Победы. И это символично. Ее отец и мама в первые месяцы войны оказались в партизанском отряде и до освобождения БССР сражались с фашистами. В частности, папа будущего парфюмера Петр Яковлевич Ходош участвовал в рельсовой войне, возглавлял подрывную группу партизанской бригады имени Дзержинского. Прилагал все силы для освобождения евреев из гетто в городах Барановичи, Новогрудок. С последним — особая история.

В середине мая 1943-го уцелевшие узники Новогрудского гетто ложками и руками начали рыть подземный лаз длиною в четверть километра, ведущий за огражденную территорию. 26 сентября 1943-го через него бежали 232 человека. Петр — один из тех, кто оказывал содействие побегу. Половина из спасшихся ушла в партизаны и воевала вместе с Петром. Среди бежавших — и родственники зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера. В частности, дед ставшего в США миллиардером Чарльза Кушнера.

В благодарность

Вскоре после войны семья Ходош переехала из поселка Любча в Новогрудок. София росла и обнаруживала в себе необычные способности. Она заметила, что может различать ароматы полевых цветов, которые не ощущают другие. Запахи она складывала в уме в гармоничный клавир. Заметив талант дочери, мама брала ее на рынок, где девочка безошибочно отличала свежее мясо и другие продукты от тех, которые еще не испортились, но были, что называется, слегка залежалыми.

София с родителями

Конечно, в 1950-е в СССР наступила эпоха перемен, многое радикально изменилось. Но до сносного существования, достатка еды, одежды было еще далеко. В то время Польша не считалась далекой, но всё же находилась за границей. После VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве в 1957-м, гражданам Советского Союза разрешили личную переписку с родственниками из стран соцлагеря. Из нее Петр узнал, что в ПНР сможет обеспечить семье более высокий достаток. К тому же в Белостоке жила его мать, которая сильно болела. Переезд без объективных причин был невозможен. Но многие его друзья по партизанскому движению занимали высокие посты в Белоруссии. И они ему помогли. В 1960-м семья смогла выехать в Польшу. Там София окончила техникум, стала обладательницей степени бакалавра аналитической и неорганической химии. Тот случай, когда способности и образование дополнили друг друга. Вскоре Петра разыскали несколько спасенных им в Новогрудке еврейских семейств, уже проживавших в США. В 1965 году семья Петра, включая Софию, которая вышла замуж и сменила фамилию на Гройсман, выехала в Америку. Имел ли отношение клан Кушнеров к приглашению за океан, доподлинно неизвестно, но вероятно.

По прозвищу Пикассо

На дипломы польских техникумов в Америке не очень-то обращали внимание. Однако Софии удалось получить работу в лаборатории концерна IFF (International Flavors & Fragrances). Предприятие было лидером на рынке парфюмерных изделий и ароматизаторов. Девушка разрабатывала запахи ополаскивателей для белья. Не мечта, но профессия, позволившая ей продвинуться дальше, продемонстрировать свое дарование. Тем более что в лаборатории всегда под рукой находились нужные химические ингредиенты для ее экспериментов с духами. На ее изыскания обратил внимание один из руководителей Эрнст Шифтан. Для духов Paris от Yves Saint Laurent был выбран аромат, предложенный молодой эмигранткой. В компании она прошла путь от лаборантки до должности вице-президента. По статистике продаж, созданные ей культовые духи Trеsor вышли на один уровень с «Шанель № 5». Во многом благодаря девчонке из поселка Любча компания смогла обеспечить себе в конце прошлого века оборот в 2 млрд долларов. Но всё же один из первых ароматов, предложенных ею для мирового рынка, был воспроизведен по памяти, а не придуман с ходу. Это благоухание цветов вперемешку с запахом новых льняных рубах, который запал ей в душу в послевоенные годы. Духи так и назвали: White Linen, «Белый лён». Она смогла разрушить классические клише создания ароматов. Сутью стереотипов являлись сотни равнозначных составляющих в каждом новом бренде. София базирует свои ароматы не на сотнях, а на нескольких главных нотах, которые сразу ощущаются при раскрытии флакона. За это коллеги дали ей прозвище Пикассо.

Запах родины

Продолжая тему детских ассоциаций, взрослея, гениальный дизайнер духов всё больше понимала: она не стала бы известным парфюмером, если бы не первые 15 лет жизни, проведенные в БССР. Она считает, что запах ее Родины — чистый воздух, земля, чистота душ и совести, честность отношений между людьми и взаимопомощь. София утверждает, что все белорусы умеют любить друг друга, как одна семья. Идеалистические представления для истинного художника часто становятся мотором для создания новых шедевров. В 2012-м маэстро ароматов представила духи под рабочим названием «Белая Русь № 5». Номер связан с тем, что до 5-го София синтезировала четыре варианта, но последний ей показался самым точным. Окончательным названием марки стало «Желание прохлады». В 22 странах мира на этикетке этих духов написано: PA VETRA. Идея создания пришла в голову, когда она впервые после отъезда посетила родину в 2006 году. В 2014-м София презентовала аромат в Минске, расшифровав его, как свежий, прозрачный запах ее детства, с прохладой и сладостью, который она чувствовала, когда была ребенком. Упаковку духов украсило тиснение в виде карты Беларуси.

Сегодня С. Гройсман продолжает консультировать компанию IFF по эксклюзивным заказам, преподает, курирует начинающих коллег. Такой дар божий, как особое обоняние, не передать, но опыт — вполне.

minsknews.by