Михаил Волошко: «Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда…»

Михаил Волошко: «Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда…»

Михаил Волошко: «Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда…»

10 января 2024 2231

Ежегодно 15 февраля мы вспоминаем очередную годовщину со Дня вывода советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Много горя и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом крае. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно тяжелых условиях боевой жизни, вдали от дома, поминутно подвергаясь опасности и иногда смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. 

Два года в стране солнце и гор прослужил Михаил Ярославович Волошко. Восемнадцатилетний юноша, надев панаму с красной звездочкой, не знал, вернется ли домой с перевалов черных гор. К счастью, его родителям довелось услышать незабываемые, радостные слова: «Я вернулся».


Каждый, кто служил в Афганистане, не любит рассказывать и вспоминать о своей службе, ведь она кардинально отличается от службы в любых других воинских частях и подразделениях. Не рассказывал родным и Михаил Волошко. Даже где служит сын родители долгое время не знали. Узнали только от родителей новогрудчанина, с которым вместе призывался и с которым попали служить в Афганистан.

– На службу в армию был призван в ноябре 1984 года. Совсем скоро отправились на чужую землю выполнять интернациональный долг. Родина посылала нас, своих солдат, на защиту южных рубежей и не подчиниться приказу мы не могли, – говорит Михаил Ярославович. – Родился и вырос я в деревне Грабники, сейчас это уже Новогрудок. Как и у многих юношей, сначала была школа, затем учился в Новогрудском училище, даже успел поработать до армии водителем в автопарке № 10. Из Беларуси нас сначала направили в город Термез. Там прошли месяцы учебки, стал водителем БТРа. Меня хотели оставить инструктором, так как имел опыт, но от места инструктора я отказался. На то время нам пришло около двадцати новых БТРов, и мы их перегоняли в город Хайратон в Афганистан. Оттуда нас на КАМазах привезли в г. Ташкурган. Служил я в 122-м мотострелковом полку. Что интересно, мы из Новогрудка вместе призывались с Леонидом Колодко. Первая наша встреча состоялась тогда, когда были на карантине в Термезе, а затем встретились в Ташкургане. Леонид служил в пехоте в Таджабаде. Также из Грабников служил в Афганистане Валерия Радевич, которого я встретил через полтора года.

Михаил Волошко знает цену жизни. Он один из тех, кто с честью и достоинством выполнил интернациональный долг. За время службы Михаил Ярославович принял участие в 22 операциях. За военную операцию «Пандшерский Лев» был награжден медалью «За отвагу». Также среди наград есть и грамота Верховного Совета СССР.

На границе между жизнью и смертью, да еще в чужой стране, отношения между солдатами ладились на полном доверии – иначе нельзя.

– Наш полк был многонациональный. Именно в Афганистане я понял, что такое братская дружба. Там я встретил не просто друзей, мы братья. Это украинец Виктор Михайленко, россиянин Владимир Ковач, чеченец Амин Казиев и я, белорус. Мы служили в одном полку, вместе принимали участие в военных операциях, страховали друг друга, делили все поровну. И всегда знали, что в любой ситуации друг придет на помощь. Когда имеешь настоящих друзей, то, кажется, и легче служить было, – рассказывает Михаил Волошко. – Хочу сказать, что любая война – это боль, это потери, воспоминания, но это и школа мужества. Многие невзгоды после Афганистана кажутся такими мелочами, ты с легкостью можешь отличить правду от обмана, настоящих друзей от притворных, а главное, понимаешь, что самое главное – мир! Мне не хватает тех людей, которые были рядом со мною в Афганистане, потому что они настоящие и искренние. После распада Советского Союза мы с друзьями потеряли на какое-то время связь, писали, искали друг друга. Многие сменили адреса. И вот благодаря Татьяне Жук, мы нашлись и больше не разлучаемся. Сейчас, несмотря на немалые расстояния между нами, мы часто встречаемся. Я ездил к ним в гости, неоднократно и мои однополчане приезжали в Новогрудок. Мы с друзьями вышли из Афгана, он из нас – никогда...

Именно только во время встречи с друзьями родные Михаила Волошко из их разговора узнали, что Михаил часто рисковал своей жизнью.

– Мирная жизнь для меня началась как раз в мой день рождения, 14 ноября, когда в 1986 году был демобилизован из армии. Вернулся домой, – вспоминает Михаил Ярославович. - Понимаю, что служить было нам непросто, но и непросто было родителям ждать нас, сыновей. Моя мама за два года моей службы стала седой, а когда я зашел в дом – потеряла сознание... А многие мои однополчане не вернулись домой.

Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда замолкает оружие. Они продолжаются в сердцах, во снах тех, кто в них участвовал и в чьей жизни они оставили горький след. И война на афганской земле не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе, пока живы матери и отцы, жены и дети, потерявшие своих родных и любимых, пока болят раны воинов-интернационалистов…

Накануне Дня памяти воинов-интернационалистов Михаил Ярославович Волошко адресовал пожелания крепкого здоровья, оптимизма, благополучия, всегда только мирного неба над родной белорусской землей всем своим сослуживцам, тем, кто добросовестно выполнял свой гражданский и воинский долг.

Ольга Писар, «НЖ»