Мошенники, обманывающие белорусов по телефону и интернету, пользуются методами социальной инженерии. Как преступникам удается управлять жертвами, удерживать их по пять часов у телефона и заставлять добровольно отдавать деньги? Разбираемся вместе с экспертами.
Страх ведет по алгоритму
Мошенничества, связанные с использованием интернета и мобильного телефона, можно разделить на два вида – вишинг и фишинг.
– Эти два вида кибермошенничества фактически не меняются. Время от времени разнятся только предлоги, под которыми потенциальную жертву пытаются вывести на то, чтобы получить денежные средства, – отметил начальник управления по противоборству киберпреступности главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета Алексей Новаш.
Все уловки мошенников построены на методах социальной инженерии.
– Это чистая психология, воздействие на сознание, которое провоцирует человека совершать определенные действия, отключая рациональность мышления, логику, – рассказал Алексей Новаш. – Когда жертве сообщают по телефону, что у нее пропали денежные средства или это вот-вот может произойти из-за несанкционированного доступа, появляется страх. Под его воздействием человек готов идти по алгоритму, который уже разработан злоумышленниками. Нет времени и возможности переключиться, оценить ситуацию. А на той стороне серьезная психологическая подготовка либо написаны определенные скрипты, программы, которые выстраивают определенный механизм вопросов.
Кто идет ва-банкинг
Мошенники используют разные схемы, начиная от звонков и заканчивая созданием фишинговых сайтов, имитирующих страницы различных учреждений, магазинов и банков. Такие сайты визуально очень похожи на подлинные. Однако при изучении адресной строки очевидно: несколько символов отличаются. Бывали случаи, когда адресная строка фишинговой ссылки полностью не совпадала с подлинной, но жертвы на это почему-то не обращали внимания.
– Желая оплатить какую-либо услугу в банке или магазине, люди вводят в поисковую строку браузера соответствующий запрос и переходят по первой предложенной ссылке. В поля авторизации вводят личные данные, номера банковских карт и защитные коды, не удостоверившись, что сайт подлинный, – рассказывает начальник отдела по анализу практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК по городу Минску Петр Микула. – К примеру, для оплаты коммунальных платежей 60-летняя минчанка ввела в поисковик запрос «интернет-банкинг», перешла по первой предложенной ссылке. Введя реквизиты, лишилась более Br1 тыс. А одному столичному жителю на электронную почту пришло письмо со ссылкой. Для оплаты ранее найденного товара мужчина по ней перешел и ввел данные карты. Как итог – потеря Br8 тыс.
Подразделения УСК по городу Минску по подобным делам за прошлый год зафиксировали ущерб в размере более Br5 млн.
«Рыдающие» мошенники
В марте 2022 года появился новый вид мошенничества. Чаще всего он встречается в Минске.
– На домашний телефон звонит плачущий человек, представляется родственником и сообщает, что стал виновником ДТП, – рассказывает начальник отдела управления уголовного розыска главного управления внутренних дел Мингорисполкома Андрей Арловский. – Если потерпевший верит словам звонившего, трубка передается другому лицу, который представляется сотрудником правоохранительных органов. Во время диалога он выясняет всю контактную информацию, номера мобильных телефонов. Затем начинаются звонки на мобильный телефон, чтобы потерпевший не имел возможности связаться с родственниками, уточнить информацию, перепроверить. Разговор длится от 2 до 5 часов. За это время выясняют, сколько у потенциальной жертвы есть наличных. При этом первоначально в ходе разговора фиксируется сумма $50 тыс. Узнав о деньгах, имеющихся в наличии, просят передать их курьеру, который отвезет ваши кровные сотруднику правоохранительных органов: он поможет родственнику избежать уголовной ответственности. Даже после передачи денег злоумышленники держат потерпевшего до получаса на телефоне. В это время диктуют заявление, которое якобы освободит родственника от уголовной ответственности.
Задержали более 170 человек
К слову, для правоохранителей поиск таких мошенников – задача со звездочкой. Преступники используют различные программно-технические средства, позволяющие оставаться анонимными в интернете. Кроме того, организаторы, как правило, находятся за пределами страны.
– Однако правоохранителям уже удалось задержать более 170 граждан Беларуси и России. Они выполняли функции курьеров и частично кураторов, а также по сбору у курьеров похищенных наличных денежных средств и по их перечислению. В основном это молодые люди 20 – 25 лет, безработные или те, которые перебивались случайными заработками, – отметила заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против собственности следственного управления УСК по городу Минску Светлана Шелеметева.
Кроме того, она отметила, что работа правоохранителей по профилактике подобных преступлений дает свои результаты. В Минске порядка 3 тысяч граждан не стали жертвами мошенников.
Билеты в театр и кино
Еще одна распространенная схема мошенников – обман при оплате билетов в театр и кино. Мужчины знакомятся с девушками в интернете, общаются некоторое время. Вскоре собеседницы предлагают встретиться в реальности. Для первого свидания выбирают театр или кино. После бронирования билетов злоумышленники отправляют пострадавшим фишинговые ссылки для оплаты, перейдя по которым минчане вводят данные банковских карт. Итог таких операций – потеря крупных сумм.
Следователи призывают всех внимательно изучать ссылки и использовать только официальные сайты.
Единственный способ не попасться на удочку мошенников – сразу прекратить разговор, позвонить родственникам, уточнить информацию либо обратиться в милицию и сообщить о происшедшем.
Чаще всего жертвами становятся пожилые люди. Самой старшей потерпевшей в столице на момент совершения преступления исполнилось 104 года. Общий ущерб по возбужденным уголовным делам только в Минске в этом году превышает $300 тыс., за 2022-й – более Br9 млн.
Максимальная переданная сумма в столице – $50 тыс.
Страх ведет по алгоритму
Мошенничества, связанные с использованием интернета и мобильного телефона, можно разделить на два вида – вишинг и фишинг.
– Эти два вида кибермошенничества фактически не меняются. Время от времени разнятся только предлоги, под которыми потенциальную жертву пытаются вывести на то, чтобы получить денежные средства, – отметил начальник управления по противоборству киберпреступности главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета Алексей Новаш.
Все уловки мошенников построены на методах социальной инженерии.
– Это чистая психология, воздействие на сознание, которое провоцирует человека совершать определенные действия, отключая рациональность мышления, логику, – рассказал Алексей Новаш. – Когда жертве сообщают по телефону, что у нее пропали денежные средства или это вот-вот может произойти из-за несанкционированного доступа, появляется страх. Под его воздействием человек готов идти по алгоритму, который уже разработан злоумышленниками. Нет времени и возможности переключиться, оценить ситуацию. А на той стороне серьезная психологическая подготовка либо написаны определенные скрипты, программы, которые выстраивают определенный механизм вопросов.
Кто идет ва-банкинг
Мошенники используют разные схемы, начиная от звонков и заканчивая созданием фишинговых сайтов, имитирующих страницы различных учреждений, магазинов и банков. Такие сайты визуально очень похожи на подлинные. Однако при изучении адресной строки очевидно: несколько символов отличаются. Бывали случаи, когда адресная строка фишинговой ссылки полностью не совпадала с подлинной, но жертвы на это почему-то не обращали внимания.
– Желая оплатить какую-либо услугу в банке или магазине, люди вводят в поисковую строку браузера соответствующий запрос и переходят по первой предложенной ссылке. В поля авторизации вводят личные данные, номера банковских карт и защитные коды, не удостоверившись, что сайт подлинный, – рассказывает начальник отдела по анализу практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК по городу Минску Петр Микула. – К примеру, для оплаты коммунальных платежей 60-летняя минчанка ввела в поисковик запрос «интернет-банкинг», перешла по первой предложенной ссылке. Введя реквизиты, лишилась более Br1 тыс. А одному столичному жителю на электронную почту пришло письмо со ссылкой. Для оплаты ранее найденного товара мужчина по ней перешел и ввел данные карты. Как итог – потеря Br8 тыс.
Подразделения УСК по городу Минску по подобным делам за прошлый год зафиксировали ущерб в размере более Br5 млн.
«Рыдающие» мошенники
В марте 2022 года появился новый вид мошенничества. Чаще всего он встречается в Минске.
– На домашний телефон звонит плачущий человек, представляется родственником и сообщает, что стал виновником ДТП, – рассказывает начальник отдела управления уголовного розыска главного управления внутренних дел Мингорисполкома Андрей Арловский. – Если потерпевший верит словам звонившего, трубка передается другому лицу, который представляется сотрудником правоохранительных органов. Во время диалога он выясняет всю контактную информацию, номера мобильных телефонов. Затем начинаются звонки на мобильный телефон, чтобы потерпевший не имел возможности связаться с родственниками, уточнить информацию, перепроверить. Разговор длится от 2 до 5 часов. За это время выясняют, сколько у потенциальной жертвы есть наличных. При этом первоначально в ходе разговора фиксируется сумма $50 тыс. Узнав о деньгах, имеющихся в наличии, просят передать их курьеру, который отвезет ваши кровные сотруднику правоохранительных органов: он поможет родственнику избежать уголовной ответственности. Даже после передачи денег злоумышленники держат потерпевшего до получаса на телефоне. В это время диктуют заявление, которое якобы освободит родственника от уголовной ответственности.
Задержали более 170 человек
К слову, для правоохранителей поиск таких мошенников – задача со звездочкой. Преступники используют различные программно-технические средства, позволяющие оставаться анонимными в интернете. Кроме того, организаторы, как правило, находятся за пределами страны.
– Однако правоохранителям уже удалось задержать более 170 граждан Беларуси и России. Они выполняли функции курьеров и частично кураторов, а также по сбору у курьеров похищенных наличных денежных средств и по их перечислению. В основном это молодые люди 20 – 25 лет, безработные или те, которые перебивались случайными заработками, – отметила заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против собственности следственного управления УСК по городу Минску Светлана Шелеметева.
Кроме того, она отметила, что работа правоохранителей по профилактике подобных преступлений дает свои результаты. В Минске порядка 3 тысяч граждан не стали жертвами мошенников.
Билеты в театр и кино
Еще одна распространенная схема мошенников – обман при оплате билетов в театр и кино. Мужчины знакомятся с девушками в интернете, общаются некоторое время. Вскоре собеседницы предлагают встретиться в реальности. Для первого свидания выбирают театр или кино. После бронирования билетов злоумышленники отправляют пострадавшим фишинговые ссылки для оплаты, перейдя по которым минчане вводят данные банковских карт. Итог таких операций – потеря крупных сумм.
Следователи призывают всех внимательно изучать ссылки и использовать только официальные сайты.
Единственный способ не попасться на удочку мошенников – сразу прекратить разговор, позвонить родственникам, уточнить информацию либо обратиться в милицию и сообщить о происшедшем.
Чаще всего жертвами становятся пожилые люди. Самой старшей потерпевшей в столице на момент совершения преступления исполнилось 104 года. Общий ущерб по возбужденным уголовным делам только в Минске в этом году превышает $300 тыс., за 2022-й – более Br9 млн.
Максимальная переданная сумма в столице – $50 тыс.
| По материалам БЕЛТА.