В Беларуси упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника

В Беларуси упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника

22 декабря 2023 313

 Это предусмотрено законопроектом "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".


В Беларуси упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника. Это предусмотрено законопроектом "Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)", одобренным сегодня сенаторами на заседании одиннадцатой сессии Совета Республики седьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.

Как пояснил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, представляя законопроект, для снижения временных затрат заказчиков на процесс закупки товаров предполагается возможность перехода к закупке из одного источника без дополнительного согласования, если конкурентная процедура не состоялась.

Министр пояснил, что сегодня в случае признания конкурентной процедуры госзакупки несостоявшейся заказчик обязан провести повторную процедуру закупки и только после нее - закупку из одного источника либо при необходимости согласовать со своей вышестоящей организацией или МАРТ возможность перехода к закупке из одного источника без проведения повторной процедуры. Вместе с тем, действующий механизм проведения повторных процедур госзакупок нерезультативен. Анализ ситуации в 2022 году показал, что 91% проведенных повторных процедур были признаны несостоявшимся. Что касается согласования с вышестоящим госорганом, это затягивает сроки еще больше, чем проведение повторной процедуры, заметил Алексей Богданов. По его словам, изменения позволят сократить срок проведения торгов более чем на 15 дней.

Существенно упрощается порядок проведения процедуры закупки из одного источника. Так, увеличивается пороговое значение суммы, ниже которой возможно проведение такой процедуры закупки. Алексей Богданов отметил, что сегодня закупка из одного источника может быть проведена, если ориентировочная стоимость годовой потребности не превышает 300 БВ. Это цифра не менялась с 2012 года несмотря на корректировку размера базовой величины. Объективно за более чем 10 лет ценовая ситуация изменилась и для приобретения такого количества товаров, которые ранее заказчик приобретал по процедуре закупки из одного источника, уже требуется проведение конкурентной процедуры закупки. В этой связи было предложено увеличить порог для процедуры закупки из одного источника с 300 до 500 БВ.


Кроме того, по большинству из оснований для проведения данного вида процедуры госзакупки исключается обязанность проводить исследование конъюнктуры рынка. Прежде всего речь о тех случаях, когда фактически поставлять товар или услугу может только один поставщик, подрядчик или исполнитель или когда необходимость приобретения конкретных товаров обусловлена объективной потребностью заказчика. Это касается, например, коммунальных услуг.

Предоставляется право заключения долгосрочных договоров, в том числе коммунальных услуг, банковских услуг, услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования, лекарственных средств и медицинских изделий, договоров аренды и др. Сегодня такие закупки заказчики обязаны осуществлять ежегодно, что влечет за собой дополнительные расходы и не является целесообразным, учитывая ограниченный перечень организаций, которые могут осуществлять поставку товаров и услуг.


Чтобы избежать сбоев с поставкой товаров в начале календарного года, предусмотрено право заказчиков на продление ранее заключенных договоров на первые два месяца очередного финансового года при приобретении товаров, работ, услуг, в которых есть ежедневная потребность, в частности, при приобретении продуктов питания, лекарственных средств, услуг связи и др.

По словам министра, второй блок корректировок включает нормы, направленные на сокращение злоупотреблений, в том числе минимизацию недобросовестного посредничества. Предусматриваются замена ориентировочной стоимости предмета государственной закупки на его предельную стоимость; запрет на участие в процедурах государственных закупок лиц, аффилированных с заказчиком или организатором, а также иными участниками процедуры закупки.

По словам министра, работа над законопроектом велась достаточно давно и почти все пожелания, которые были высказаны, разработчики постарались учесть.

Автор: БелТА