Сырники и трактор в Беловежской пуще. Какой увидят Беларусь участники выставки импорта в Шанхае

Сырники и трактор в Беловежской пуще. Какой увидят Беларусь участники выставки импорта в Шанхае

03 ноября 2024 116
Считанные часы остались до официального старта самого масштабного выставочного проекта осени для отечественных предприятий, организаций, учреждений, прокладывающих путь своим товарам и услугам на наиболее быстрорастущий и емкий рынок мира - китайский. Шанхай с 5 по 10 ноября в седьмой раз станет площадкой для международной выставки импортных товаров и услуг China International Import Expo (CIIE), к которой Беларусь из года в год готовится особенно старательно и воодушевленно, начиная примерно за восемь месяцев до события. Этот процесс даже можно назвать творческим, ведь национальная экспозиция призвана не просто продемонстрировать достижения белорусской промышленности и науки, но составить у зарубежных экспонентов и гостей выставки общее представление о республике, а потому стилистику коллективного стенда выбирают с вниманием к деталям, на этот раз остановившись на тематике Беловежской пущи. Обо всех подробностях подготовки участия Беларуси в громком событии корреспондент БЕЛТА расспросила посвященную в мельчайшие нюансы Наталью Кураш - директора «Белинтерэкспо», участвующую в реализации проекта с первого дня, как только стало понятно: «Мы едем!»

Политический имидж, экономическая репутация и культурный образ

Многомиллионный Шанхай, который часто называют «азиатским Нью-Йорком» и «восточным Парижем», для белорусских экспонентов город не новый. Белорусы участвуют в CIIE с первого года проведения форума в 2018-м, однако после случилась пандемия, и на три года выставка ушла в онлайн-пространство, чтобы вновь возобновить работу в очном формате в 2023 году. Беларусь, конечно, готовилась, и во всей красе и полноте представила свой экспортный потенциал по самым разным направлениям: продовольствия, машиностроения, медицины, легкой, деревообрабатывающей и нефтехимической промышленности, услугам.

Согласно экспертным оценкам, Китай вступил в ту стадию развития, когда непрерывно расширяется потребность в импортных товарах. Ожидается, что в ближайшие несколько лет Поднебесная станет закупать за рубежом товары и услуги на сумму порядка $10 трлн. Перспективы - колоссальные.

«Для нас CIIE - выставка политически имиджевая. Это площадка №1 для желающих продавать свою продукцию в Китай, - считает руководитель «Белинтерэкспо». - Своим участием наши предприятия показывают готовность торговать с Китаем, а китайская сторона, предоставляя доступ на выставку тому или иному экспоненту, как бы дает зеленый свет на рассмотрение возможности импорта того или иного товара этого производителя».

Выставочные площади строго структурированы и разделены на два блока: торговлю товарами (там предприятия презентуют сельхозпродукцию и продукты питания, интеллектуальное и высокотехнологичное оборудование, бытовую технику, одежду, аксессуары и товары широкого потребления, автомобили, медаппаратуру и продукцию для здоровья), и торговлю услугами (там действуют площадки для новых технологий, культурных, образовательных, туристических и других услуг). Кроме того, Китай на правах организатора индивидуально отбирает страны, которые могут представить себя в рамках национального стенда. Таких счастливчиков немного, но Беларусь неизменно в их числе.

По данным организаторов Шанхайской выставки, в 2023 году участие в CIIE приняли более 3,4 тыс. компаний из 154 стран и регионов, число профессиональных посетителей превысило 350 тыс. человек, а сумма заключенных на выставке контрактов равняется $78,4 млрд.

«Нам есть что показать и чем гордиться, что очень кстати, поскольку в рамках организации национального стенда экспонентам дается возможность представить не только экономику своей страны, но и ее культуру. Ежегодно к подбору тематики мы относимся крайне трепетно, поскольку Китай с нами и мы с Китаем знакомы достаточно неплохо, и чтобы удивить, надо постараться, - подчеркнула один из организаторов коллективного стенда Беларуси на CIIE Наталья Кураш. - Выставка прошлого года показала популярность в Поднебесной нашего Президента, востребованность слоганов и позиций, определяющих сегодня белорусско-китайское сотрудничество».

В 2023-м, например, национальный павильон был оформлен в стилистике Большого театра оперы и балета, а еще ранее походил на Национальную библиотеку. На этот раз организаторы решили сделать акцент на природе, которая всегда была и остается брендом страны, и воспроизвести в концепции стенда образ Беловежской пущи. Тематика подобрана как нельзя кстати, ведь китайцы - заядлые туристы, интересующиеся уникальными и непривычными для себя ландшафтами. Встречать гостей национального павильона Беларуси под народные мелодии цимбал и баяна будет негласный символ нашей страны - гордый зубр. Все эти фишки преследуют своей целью как можно шире познакомить потенциальных туристов с культурным наследием белорусов и привлечь дополнительные туристические потоки в республику.

Встречаем хлебом-солью, удивляем достижениями и вдохновляем искусством

И все же CIIE - это прежде всего про бизнес. Общая площадь национальной экспозиции Беларуси в этом году составит порядка 600 кв.м. Директор "Белинтерэкспо" рассказала, что наиболее массово в коммерческих павильонах будут представлены производители продуктов питания, а в Шанхай свою продукцию отправились презентовать 27 отечественных предприятий, многие из которых входят в состав концерна "Белгоспищепром". Белорусские кондитерские изделия, по словам Натальи Кураш, китайским покупателям знакомы очень хорошо и горячо любимы ими.

«Спартак», «Коммунарка» - продукция наших фабрик прекрасно продается по всему Китаю. На CIIE-2023 мы увидели, что белорусский шоколад и конфеты действительно пользуются спросом, на это явно указывают впечатляющие очереди желающих их продегустировать, - поделилась мнением директор выставочного предприятия. - А еще мясо и молоко, это наши традиционные позиции, экспортируемые в КНР. Товары 17 производителей будут выставлены в Шанхае. В мясо-молочной отрасли мы добились результатов, не уступающих показателям передовых мировых брендов, а по некоторым критериям и превзошли их. Об этом, кстати, нам говорили итальянцы на выставке в прошлом году. Работаем мы, однако, и над расширением ассортиментного перечня представляемой продукции. Из новинок на этот раз будут презентованы наш квас и другие напитки лидского производства».

На выставке также будет представлен шоколад без сахара, зато с коллагеном, клубникой, фундуком, мультизлаковые мюсли с арахисом и клюквой, печенье с семенами льна и вафельные батончики с нулевым содержанием сахара - все это презентует гомельский "Спартак". "Слодыч" планирует удивить новой жевательной карамелью, а Минский маргариновый завод - рапсовым маслом с ароматом прованских трав.

«В Китай везем свою продукцию кондитерской, масложировой, алкогольной подотраслей, а еще каши и супы быстрого приготовления. При отборе товаров ориентировались в первую очередь на вкусовые предпочтения китайских потребителей и предпочитаемые ими форматы упаковки. Цели две: повышение узнаваемости на этом рынке наших брендов и увеличение экспортных отгрузок", - пояснила главный специалист отдела внешнеторговой деятельности концерна «Белгоспищепром» Анастасия Гречко.

Фишка павильона «Продовольственная и сельскохозяйственная продукция» - дегустации. У иностранцев сложилось четкое представление о белорусах как о радушном, хлебосольном народе, славящемся своим гостеприимством, и отечественный пищепром ожиданий не обманывает, проводя широкие дегустации разнообразнейшей продукции. А с 2023-го на отечественных стендах практикуются еще и кулинарные мастер-классы.

Не обойдется без сюрпризов и текущая выставка в Шанхае, ведь творить кулинарную магию для гостей национального стенда Беларуси будет шеф-повар Антон Каленик, вошедший в топ-200 лучших поваров мира, единственный в СНГ имеющий титул Wоrld Mаstеr Сhеf. Именно он автор тех самых белорусских сырников без муки, совсем недавно покоривших итальянский Турин во время Международного фестиваля еды «Терра Мадре 2024».

Представлена Беларусь и в павильоне «Высокотехнологическое оборудование и информационные технологии», где свои передовые изобретения и инновационные открытия презентуют Национальная академия наук и Государственный комитет по науке и технологиям, промышленные гиганты, концерны «Белнефтехим», «Беллегпром», «Беллесбумпром», Парк высоких технологий. В Китае устоялся бренд качества белорусского сельхозмашиностроения, поэтому впервые до шанхайской выставки доедет трактор BELARUS, который обещает стать еще одной изюминкой нашего коллективного стенда. Беларусь в Поднебесной прочно ассоциируется со льном, в этой стране изделия из северного шелка пользуются колоссальным спросом, а значит CIIE расширит горизонты для товаров Оршанского льнокомбината, тоже представленных на площадке.  

«Выставка нашего продовольствия, я уверена, обязательно соберет аншлаг. Не менее важно для нас, что презентуют потенциал и расскажут о перспективах своих резидентов и Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», и Парк высоких технологий, - добавила руководитель «Белинтерэкспо». - Конечно, скептики скажут, мол, у Китая и без того с технологиями все в порядке. Но мы же ориентированы на полях CIIE не только на китайский рынок - там рассказывают о себе около 150 государств, в том числе из Средней и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. Это наши потенциальные партнеры». 
 
Организаторы форума неизменно готовят для экспонентов насыщенную деловую программу. Если в прошлом году акцент был сделан на региональный вектор и шанс показать себя предоставили всем областям Беларуси, на этот раз фокус сместили на презентацию целых секторов: отдельно экономического, отдельно инвестиционного, туристического и культурного. В подготовку каждого вовлекались специалисты по компетенциям: сотрудники Национального агентства по туризму, Национального агентства инвестиций и приватизации, «Великого камня» и его резидентов, ПВТ и «Белтаможсервис».

«Работа над увеличением туристических потоков между Беларусью и Китаем ведется на регулярной основе. Цифры говорят о том, что мы преуспеваем. Так, по итогам 2023 года и семи месяцев 2024-го Китай вошел в тройку основных стран экспорта туристических услуг Беларуси после России и Турции. Экспорт туристических услуг в КНР в 2023 году составил $4,9 млн, а количество граждан Китая, посетивших Беларусь в прошлом году, превысило 12 тыс.», - ввела в курс дела начальник отдела информационного обеспечения Национального агентства по туризму Екатерина Алексеева.

На полях CIIE-2024 туристический потенциал Беларуси представят максимально всесторонне, с опорой, однако, на некоторые реперные точки. Например, в последнее время среди граждан Китая набирает популярность «красный» туризм, подразумевающий посещение объектов, связанных с историей СССР. Среди наиболее востребованных локаций - Брестская крепость, линия Сталина и Дом-музей I съезда РСДРП. На пользу наращиванию белорусско-китайского сотрудничества в сфере туризма идет и то, что в нашей стране постоянно расширяется перечень объектов размещения и питания, работающих на условиях приема туристов из Поднебесной в формате China Friendly.

Шанхай, встречай!

В пользу важности события для Китая и участия в нем Беларуси говорит факт того, что приглашения на CIIE всегда приходят через официальные органы - посольства, консульства, министерства и другие ведомства, ведь выставка находится под патронажем председателя КНР Си Цзиньпина.

«Посольство Китая в нашей стране и дипмиссия Беларуси в Китае очень помогли нам в подготовке, сотрудники на постоянной связи с нами и всегда готовы откликнуться по любому организационному вопросу, посодействовать в мельчайших вопросах. Отдельного внимания также заслуживают специалисты Бюро CIIE, отвечающие за подготовку и проведение столь масштабного события, - поблагодарила представителей китайской дипмиссии директор «Белинтерэкспо». - Значение этой выставки для нас огромно. Да, возможно, производители не увидят сиюминутного экономического выхлопа от участия, поскольку китайский рынок характеризуется высоким порогом входа, но республика в целом выигрывает однозначно. Я знаю и такие примеры, когда, побывав на CIIE, белорусские производители открывали для себя рынки Африки и Латинской Америки, куда продают и сегодня. Все в плюс, очевидно в плюс».

На данный момент, 3 ноября, в Шанхае завершаются последние организационные приготовления к грандиозному событию: экспоненты сформировали свои стенды, вся продукция расставлена и ждет знакомства с китайским потребителем. Сами павильоны уже закрыты для посещения, за сутки до официального старта на выставочные площадки никого не пускают - свои двери для участников и гостей огромный комплекс распахнет только завтра утром. Почти шесть десятков белорусских предприятий и учреждений, участвующих в CIIE, с нетерпением ждут встречи с пандой Цзиньбао, неизменным символом CIIE, и уверены - она получится незабываемой, продуктивной и взаимовыгодной.

БелТа