Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь 17 мая 2022 года выдвинуло на общественное обсуждение до 27 мая законопроект «Об изменении законов по вопросам торговли и общественного питания».
Ознакомиться с документом можно на Правовом форуме Беларуси. Мы тоже его почитали и выделили самые важные предложения, выдвинутые Советом Министров.
Законопроект предлагает частично переписать уже существующий закон о торговле и общепите, а также Гражданский кодекс. Одна из задач проекта – «подогнать» эти документы к недавно принятой Конституции. В этой части изменения, в основном, чисто «косметические».
Есть у законопроекта и другая задача – унифицировать требования к торговле и общепиту в Беларуси и России в соответствии с Союзной программой, разработанной в 2021 году. Вот об этих предложениях мы и поговорим.
Согласование ночного режима работы
Российский закон не заставляет магазины и рынки как-то отчитываться о своем рабочем графике. В Беларуси же заведения, работающие в ночное время, обязаны предупреждать об этом районные и городские исполкомы. В целях унификации авторы законопроекта предлагают отказаться от этого правила, но не полностью.
– Каждое четвертое преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения, а доля убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, грабежей, разбойных нападений, хулиганств достигает 70-80 %, – говорится в обосновании к законопроекту со ссылкой на данные МВД. – Как показывает практика, алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво в ночное время в основном реализуются уже нетрезвым гражданам, а также молодежи, что в итоге приводит к их потреблению, прежде всего, в общественных местах, является первопричиной совершения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья.
Поэтому законопроект предлагает не освобождать от согласования магазины и общепиты, торгующие алкоголем с 23:00 до 7:00.
«Крупных магазинов» и «сетей общественного питания» больше не будет
Еще одним шагом к унификации российского и белорусского законодательств должен стать отказ от понятий «крупный магазин» и «сеть общественного питания».
По существующим правилам, «крупный магазин» должен обладать торговой площадью от трех тысяч квадратных метров. По данным Торгового реестра, таких в Беларуси сейчас работает 53, и все принадлежат торговым сетям. «Крупных магазинов», которые работали бы сами по себе, в стране уже нет. Нет и необходимости регулировать их работу.
«Сеть общественного питания», по существующим законам, это совокупность двух и более ресторанов или кафе, которые принадлежат одному лицу. Такие есть и в Беларуси, и в России. Но, как нам рассказали в МАРТ, жалобы от потребителей именно на сети в ведомство поступают редко. Чаще всего разбираться приходится с конкретными ресторанами. К тому же, понятие «сеть общественного питания» отсутствует в российском законодательстве. Поэтому Совет Министров предлагает отказаться от этого термина и считать сеть ресторанов не одним, а несколькими субъектами общепита.
Также министры предлагают снять с ресторанов и кафе некоторые запреты и обязанности, актуальные для магазинов и рынков. Ведь в отличие от последних, общепиты не торгуют товарами, а производят из них новые. Таким образом, если законопроект будет принят, на субъекты общественного питания больше не будут распространяться некоторые статьи закона о торговле. Например, о заключении и выполнении договоров о поставках.
Развитие торговли через интернет
Также МАРТ пытается сделать более конкретным понятие «интернет-магазин».
– Интернет-магазин – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на данном сайте, – говорится в тексте законопроекта.
Также ведомство предлагает снизить административную нагрузку магазинов, имеющих свои интернет-площадки. Так, согласно действующему закону, продавец обязан внести в Торговый реестр уведомление по каждому торговому объекту, который у него есть. В том числе по каждому интернет-магазину и по любой другой форме дистанционной торговли.
Новый законопроект, в случае его принятия, снизит количество необходимых для заполнения бумаг. Если у магазина есть сайт или страничка в соцсетях, где можно сделать заказ, то, внося его в реестр, владелец сразу же должен будет указать все виды дистанционной торговли, которыми занимается его заведение.
Отношения между поставщиками и продавцами
Действующее законодательство запрещает магазинам возвращать производителям нереализованную или просроченную продукцию. Это, во-первых, нарушает санитарно-эпидемиологические требования, а во-вторых, ставит торговые сети и производителей в неравные условия. Тем не менее, этот запрет регулярно нарушается.
– Возврат нереализованной продукции требует доказывания факта навязывания, что с учетом неравного с торговыми сетями экономического положения является заведомо невыполнимым условием для производителя, – говорится в обосновании к новому законопроекту.
По информации крупнейших отечественных организаций хлебопекарной отрасли, за 2021 год белорусские хлебозаводы получили обратно 472,8 тыс. тонн непроданной продукции со сроком годности до 30 дней. Понятно, что повторно реализовать эту продукцию не получится, поэтому компания-производитель несет убытки.
Поэтому МАРТ предлагает запретить:
• навязывать контрагентам возвращение нереализованных или просроченных товаров. Поставщик и продавец могут заключить такой договор, но обе стороны должны быть на это согласны;
• заключать договоры, по которым поставщики должны возмещать им затраты на утилизацию непроданной продукции или поставлять им такие же в том же количестве взамен.
Ознакомиться с документом можно на Правовом форуме Беларуси. Мы тоже его почитали и выделили самые важные предложения, выдвинутые Советом Министров.
Законопроект предлагает частично переписать уже существующий закон о торговле и общепите, а также Гражданский кодекс. Одна из задач проекта – «подогнать» эти документы к недавно принятой Конституции. В этой части изменения, в основном, чисто «косметические».
Есть у законопроекта и другая задача – унифицировать требования к торговле и общепиту в Беларуси и России в соответствии с Союзной программой, разработанной в 2021 году. Вот об этих предложениях мы и поговорим.
Согласование ночного режима работы
Российский закон не заставляет магазины и рынки как-то отчитываться о своем рабочем графике. В Беларуси же заведения, работающие в ночное время, обязаны предупреждать об этом районные и городские исполкомы. В целях унификации авторы законопроекта предлагают отказаться от этого правила, но не полностью.
– Каждое четвертое преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения, а доля убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, грабежей, разбойных нападений, хулиганств достигает 70-80 %, – говорится в обосновании к законопроекту со ссылкой на данные МВД. – Как показывает практика, алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво в ночное время в основном реализуются уже нетрезвым гражданам, а также молодежи, что в итоге приводит к их потреблению, прежде всего, в общественных местах, является первопричиной совершения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья.
Поэтому законопроект предлагает не освобождать от согласования магазины и общепиты, торгующие алкоголем с 23:00 до 7:00.
«Крупных магазинов» и «сетей общественного питания» больше не будет
Еще одним шагом к унификации российского и белорусского законодательств должен стать отказ от понятий «крупный магазин» и «сеть общественного питания».
По существующим правилам, «крупный магазин» должен обладать торговой площадью от трех тысяч квадратных метров. По данным Торгового реестра, таких в Беларуси сейчас работает 53, и все принадлежат торговым сетям. «Крупных магазинов», которые работали бы сами по себе, в стране уже нет. Нет и необходимости регулировать их работу.
«Сеть общественного питания», по существующим законам, это совокупность двух и более ресторанов или кафе, которые принадлежат одному лицу. Такие есть и в Беларуси, и в России. Но, как нам рассказали в МАРТ, жалобы от потребителей именно на сети в ведомство поступают редко. Чаще всего разбираться приходится с конкретными ресторанами. К тому же, понятие «сеть общественного питания» отсутствует в российском законодательстве. Поэтому Совет Министров предлагает отказаться от этого термина и считать сеть ресторанов не одним, а несколькими субъектами общепита.
Также министры предлагают снять с ресторанов и кафе некоторые запреты и обязанности, актуальные для магазинов и рынков. Ведь в отличие от последних, общепиты не торгуют товарами, а производят из них новые. Таким образом, если законопроект будет принят, на субъекты общественного питания больше не будут распространяться некоторые статьи закона о торговле. Например, о заключении и выполнении договоров о поставках.
Развитие торговли через интернет
Также МАРТ пытается сделать более конкретным понятие «интернет-магазин».
– Интернет-магазин – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на данном сайте, – говорится в тексте законопроекта.
Также ведомство предлагает снизить административную нагрузку магазинов, имеющих свои интернет-площадки. Так, согласно действующему закону, продавец обязан внести в Торговый реестр уведомление по каждому торговому объекту, который у него есть. В том числе по каждому интернет-магазину и по любой другой форме дистанционной торговли.
Новый законопроект, в случае его принятия, снизит количество необходимых для заполнения бумаг. Если у магазина есть сайт или страничка в соцсетях, где можно сделать заказ, то, внося его в реестр, владелец сразу же должен будет указать все виды дистанционной торговли, которыми занимается его заведение.
Отношения между поставщиками и продавцами
Действующее законодательство запрещает магазинам возвращать производителям нереализованную или просроченную продукцию. Это, во-первых, нарушает санитарно-эпидемиологические требования, а во-вторых, ставит торговые сети и производителей в неравные условия. Тем не менее, этот запрет регулярно нарушается.
– Возврат нереализованной продукции требует доказывания факта навязывания, что с учетом неравного с торговыми сетями экономического положения является заведомо невыполнимым условием для производителя, – говорится в обосновании к новому законопроекту.
По информации крупнейших отечественных организаций хлебопекарной отрасли, за 2021 год белорусские хлебозаводы получили обратно 472,8 тыс. тонн непроданной продукции со сроком годности до 30 дней. Понятно, что повторно реализовать эту продукцию не получится, поэтому компания-производитель несет убытки.
Поэтому МАРТ предлагает запретить:
• навязывать контрагентам возвращение нереализованных или просроченных товаров. Поставщик и продавец могут заключить такой договор, но обе стороны должны быть на это согласны;
• заключать договоры, по которым поставщики должны возмещать им затраты на утилизацию непроданной продукции или поставлять им такие же в том же количестве взамен.
1prof.by