Как создавалось школьное образование в Беларуси 100 лет тому назад?

Как создавалось школьное образование в Беларуси 100 лет тому назад?

05 октября 2024 208
История развития системы образования в нашей стране неразрывно связана с тем сложным путем, который Беларусь прошла за столетие.

Коренная перестройка системы народного образования началась вскоре после провозглашения БССР. До этого Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, интервенция иностранных захватчиков привели к демонтажу существовавшего порядка обучения.

С построением государства нового типа началась и реформа педагогической системы. Прежде всего было упразднено сословное и классовое разделение учеников. Закладывались основы советской, бесплатной, общедоступной школы для всего населения, имевшей светский характер обучения, построенный на принципах самоуправления учащихся.

Первоначально реформирование образования осуществлялось на основе «Положения о единой трудовой школе РСФСР» 1918 г. и декрета Совета народных комиссаров Литвы и Беларуси «О реорганизации школьного дела» 1919 года.

Документы предусматривали введение единой 9-летней трудовой бесплатной школы из двух ступеней.

В школе первой ступени предусматривалось пятилетнее обучение детей в возрасте от 8 до 13 лет. В школе второй ступени четыре года обучались подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Предполагалось совместное обучение мальчиков и девочек, отменялись домашние задания, оценки, аттестаты, экзамены.

Стоит отметить, что в 1920 г. в Беларуси 52,6% населения в возрасте от 9 до 49 лет не умело читать и писать, а потому одной из первых задач была ликвидация неграмотности. Осенью 1920 г. в Минском уезде имелось всего 10 школ, в которых не было ни одного учебника, не хватало и учителей. В некоторых деревнях люди сами обращались в органы народного образования с просьбой направить к ним преподавателей, своими силами приводили в порядок помещения. В 1922-24 гг. школ в БССР всё равно числилось не так много – чуть более 4 тысяч. Учиться там могли лишь 38% детей, подлежащих обучению. У 25% учителей не было даже среднего образования.

Первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский жаловался, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница – на 100 учащихся. Чернил не хватало, ученики смешивали их сами из сажи, свёклы или черники. Тетради делали, сшивая листы бумаги, а чаще всего писали на газетных полях.

После окончания советско-польской войны 1919-1921 гг. наркомат образования БССР решил не создавать школы второй ступени. Вместо 9-летней школы была введена семилетка, в которой обучались дети до 15 лет. Из системы образования фактически выпала средняя общеобразовательная школа, что создало определенные сложности с комплектованием вузов. Рабочие факультеты (рабфаки) могли лишь частично заполнить этот пробел и вскоре на базе семилетки создали двухгодичные курсы по подготовке молодежи для поступления в высшие учебные заведения.

В 1923 г. в БССР был разработан и утвержден 15-летний план ликвидации неграмотности взрослого населения, впоследствии его сократили до 10 лет. Мужчин и женщин обучали в государственных школах и учреждениях, пунктах ликвидации неграмотности.

В том же году в СССР было введено платное обучение. При зарплате до 40 рублей в месяц родители должны были уплатить 5 руб. в полугодие учебы. Если зарплата превышала 125 руб., платить нужно было 30 руб. А вот торговцы, владельцы предприятий, священники и другие представители непролетарских профессий за учебу должны были заплатить от 50 до 100 руб. в полугодие. В деревнях крестьяне неохотно давали деньги на обучение детей, к тому же учиться больше 2 лет они не считали нужным, ведь срочно требовались помощники по хозяйству.

В начале 1924 г. на Всебелорусском съезде Советов поставили задачу по введению всеобщего начального обучения. Выполнение требовало увеличения сети школ, но средств не хватало, поскольку шло восстановление народного хозяйства и транспорта.

В 1926 г. Совет народных комиссаров БССР принял постановление «О введении обязательного всеобщего образования» (начального в деревнях и семилетнего в городах) для детей в возрасте от 8 до 15 лет. К концу 1920-х годов на территории Беларуси работало более 5 тыс. таких школ. Обязательное образование и расширение сети учебных заведений потребовали дополнительных педагогических кадров. Для этого в Минске, Витебске, Гомеле и Могилёве были открыты педагогические институты, где готовили преподавателей школьных и дошкольных учреждений, библиотекарей, клубных работников, агитаторов.

В середине 1920-х гг. выросло государственное финансирование образования. Если в 1923/24 учебном году на образование выделили 5,4 млн рублей, то в 1925/26 году – уже 14,8 млн. Это принесло хорошие результаты. К 1927/28 учебном году в БССР работало 5536 общеобразовательных школ, в 4941 занятия проводили на белорусском языке, в 530 на языках других народов, проживавших в республике. Школу посещали 79% детей в возрасте 8-12 лет.

Единая система общеобразовательной школы в СССР была установлена в начале 1930-х гг. Начальная школа включала 4 класса, неполная средняя – 7 классов и средняя – 10 классов. Тогда же в школах появились классные руководители, их назначала дирекция из числа школьных учителей. Им предстояло следить за дисциплиной и успеваемостью учеников, организовывать учебную и воспитательную работу.

В 1935 г. Совет народных комиссаров СССР выпустил постановление «Об организации учебной работы и внутреннего распорядка в начальной, неполной средней, средней школе». С того времени учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 1 июня, устанавливалась продолжительность уроков и их количество в учебный день.

1PROF.BY