Мечеть в исламе – это место для поклонения Господу и да’вата (призыва к вере), проведения собраний и обсуждения важных вопросов, место образования и общения. Мечеть – это важный центр жизни и развития мусульманской общины. Мы продолжаем совместный проект с Новогрудским историко-краеведческим музеем «Духовная родословная края» и в очередном материале знакомим с Новогрудской мечетью и жизнью мусульманской общины.
– Татары на белорусских землях появились более 600 лет назад. Они не пришли с войной. В 1397 г. князь Витовт пригласил умелых татарских воинов защищать границы Великого Княжества Литовского. На своей новой родине они стали самоотверженными защитниками страны, – рассказывает старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Галина Ковальчук. – Во времена ВКЛ привилегии на строительство мечетей выдавал сам король, а в Речи Посполитой – Виленский епископ. Строились они тогда только из дерева и определенной высоты. Привилегию на строительство мечети в 1792 г. новогрудские татары получили от короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. И через четыре года в ней состоялась первая коллективная молитва. В 1855 г. на месте старой мечети на средства Александра Асановича, отставного майора, была построена новая. До 1939 г. при мечети существовала религиозная школа (мактаб).
– В конце Второй мировой войны Новогрудская мечеть была закрыта и перестроена в жилой дом, – продолжает знакомить с историей Галина Тадеушевна. – Только в 1993 г. мечеть была возвращена верующим. За собственные средства людей началась перестройка святыни. Через три года – 11 июля 1997 г. мечеть в Новогрудке возобновила свою деятельность. Её открытие было приурочено к празднованию 600-летия пребывания татар на землях Беларуси. Мечеть в Новогрудке включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
– Советские времена были сложными для всех верующих, которые вынуждены были скрывать свое истинное отношение к религии. Нелегко приходилось и новогрудским татарам-мусульманам, – вступает в разговор председатель Новогрудской мусульманской общины и имам Якуб хаджи Александрович. – Еще до войны на Новогрудчину имамом из Витебской области был прислан Али Самуилович Рафалович. В конце войны мечеть закрыли, а община как таковая перестала существовать, поэтому люди молились у себя дома, а на большие праздники приходили к имаму. Али Самуилович много лет поддерживал огонь веры в сердцах новогрудчан, и хоть в начале 1990-х он был уже в почтенном возрасте и ничего не видел, продолжал молиться вместе с верующими. Бывал у него дома и я, после того как в 1992 году переехал в Новогрудок.
В те годы Якуб Иосифович, как он сам признается, многого не знал и не понимал – его путь истинно верующего мусульманина начнется позже. А пока он наблюдал, как ислам возрождался на землях Беларуси и на Новогрудчине.
– В 1993 г. в Беларуси было создано Мусульманское религиозное объединение и начался процесс создания общин в регионах. В Новогрудке инициатором выступил Борис Адамович Шагидевич, который затем и был избран председателем, – вспоминает Якуб Иосифович. – Имамом оставался Али Самуилович. Но в силу возраста и состояния здоровья он эти обязанности не мог выполнять в полной мере. К тому же мечеть уже была возвращена верующим и шел её ремонт. В 1997 году джамаат (мусульманская община) избрал имамом Али Амуратовича Шагидевича, фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны. Аль-Хамду ли-Ллях (хвала Аллаху – «НЖ») в том году он отметил свое 98-летие.
Али Амуратовича в Новогрудке знают хорошо. В силу возраста здоровье его немного подводит, но до пандемии по мере возможности ветеран принимал активное участие в различных мероприятиях, встречался с молодёжью. Теперь поздравления с Днём Победы и Днём Независимости принимает дома.
С возрождением общины и возвратом мусульманам мечети начался новый этап в истории татар Новогрудчины.
– В начале 2000-х по всей стране стали проводиться занятия по обучению арабскому языку и изучению основ религии. В Новогрудок в качестве преподавателя приезжал советник посла Турции в Беларуси по культуре и религии Экрем Озлер, – рассказвает Якуб Иосифович. – Я также посещал его уроки, стал сам читать религиозную литературу, изучать Коран. В 2010 году джамаат избрал меня председателем Новогрудской мусульманской общины и имамом Новогрудской и Ловчицкой мечетей.
И общественную должность, и религиозную Якуб Иосифович Александрович занимает по сей день. А ещё работает в электросетях. К сожалению, за годы существования Мусульманского религиозного объединения вопрос материальной поддержки служителей мечетей так и не был решён. Вот и приходится Якубу Иосифовичу и другим имамам всё совмещать – и работать, и решать хозяйственные и организационные вопросы общины, и проповедовать ислам.
– Большое спасибо руководству организации за понимание и поддержку. Без этого выполнять свои обязанности в мечети и общине я бы не смог, – с благодарностью говорит Якуб Иосифович. – Ещё хочу поблагодарить районную власть и специалистов отдела идеологической работы райисполкома за постоянную помощь в решении различных вопросов в жизни мусульман Новогрудчины, содействии в проведении мероприятий, праздновании юбилейных дат, а также администрацию и работников СМУ и ЖКХ за помощь в наведении порядка на мусульманских кладбищах. И, конечно, особые слова благодарности активным членам нашей общины. Мы живем как одна большая дружная семья и всё делаем вместе.
Именно общими усилиями и стараниями мусульман Новогрудская мечеть в 2013 году была значительно обновлена: полностью отремонтирован фасад здания, отреставрирован купол и символ ислама – полумесяц. Работа проделана огромная. В последствии была благоустроена и прилегающая территория.
Обновился и внутренний интерьер Новогрудской мечети, а само здание стало отапливаемым. На первом этаже – помещение для намаза (молитвы), проведения обрядов, религиозных встреч. На втором – класс для занятий воскресной школы и организационных собраний общины.
– Что главное в исламе?
– Мусульмане поклоняются только Единому Богу – Аллаху (аль-Хамду ли-Ллях). Мусульманин – человек, который покорился Богу. Ни в мечети, ни дома у верующих вы не увидите никаких образов. Только выполненные в разных техниках мугиры – таблички, на которых разными шрифтами, но обязательно на арабском языке, написаны аяты (выдержки из Корана), – объясняет Якуб Иосифович. – Самые большие грехи для мусульманина – многобожие, непослушание родителям, лжесвидетельство. Мы верим во всех пророков Всевышнего, начиная от Адама до Моисея, Иисуса и Мухаммада (мир им). Но они только посланники Аллаха (аль-Хамду ли-Ллях).
– Необходимо отметить, что Коран и молитва у мусульман читаются только на арабском языке. Мужчинам предписано пять раз в день соблюдать намаз – молиться. Конечно и женщины должны молиться, но это не прямая их обязанность. Пятница для мусульман – святой день, когда в мечети совершается общая молитва, – дополняет имам. – Вот и сегодня мы собрались в мечети, чтобы совершить джума-намаз. Конечно, приходят те, кто здоров, а встречи и молитвы проходят с соблюдением мер безопасности распространения коронавирусной инфекции.
В последние годы мы много слышим и читаем о мусульманах – и положительное, и, к сожалению, отрицательное. Но истинные верующие – это простые, открытые, доброжелательные и очень гостеприимные люди.
Сегодня мусульманская община Новогрудчины насчитывает чуть более 300 человек. Помимо молитвы, ежегодно все собираются на мизарах (кладбищах), чтобы почтить память умерших предков. Самые активные участвуют в праздниках и городских мероприятиях. Дети и взрослые обучаются в воскресной школе, в которой в настоящее время преподает уроженец Новогрудка Дмитрий Якубовский. Кроме того, в Минске молодежь, по желанию, может продолжить своё обучение в медресе. Религиозное образование они получают параллельно университетскому.
– Главное, чтобы молодое поколение не просто знало, а сохраняло и передавало потомкам традиции своего народа, учило основам ислама, – отметил в конце Якуб хаджи Александрович.
Ни одна религиозная община не сможет существовать без активных и деятельных людей. Именно таким человеком является Александр Рафалович – внук Али Самуиловича Рафаловича.
– Я был ещё ребёнком, но дедушку хорошо помню. Он был очень добрым и открытым человеком, ко всем относился с уважением, общался с людьми разных религий. А ещё он всегда повторял: «Бог – один». Он жил для людей и никогда не ставил себя превыше других. И до последнего оставался истинным мусульманином. Его не стало в 1999 году. Конечно, для нашей семьи это была большая потеря… Мы стараемся соблюдать его наказы, посещаем мечети в своих городах, участвуем в жизни наших общин. А семья у нас очень большая и, благодаря установлению родственных связей с другими родами, продолжает расти.
Александр, кстати, был в числе самых активных участников реконструкции Новогрудской мечети в 2013 году. Работает, занимается семейными делами и хлопотами, живет на два города (в Новогрудке и Минске), но всегда находит время для общины и посещения мечети. И мечтает, чтобы его потомки также жили в мире, согласии и только по вере.
Анастасия Петрова, «НЖ»Фото автора, из архива "НЖ" и мусульманской общины