ГлавнаяНовостиОбщество«Миндовг, Свитязь и замок – не единственные наши бренды». Что может предложить туристам Новогрудок и что нужно для успешной работы в отрасли
«Миндовг, Свитязь и замок – не единственные наши бренды». Что может предложить туристам Новогрудок и что нужно для успешной работы в отрасли
«Миндовг, Свитязь и замок – не единственные наши бренды». Что может предложить туристам Новогрудок и что нужно для успешной работы в отрасли
05 декабря 2020
3857
Более 75 000 гостей посетили Новогрудский район в минувшем году. А это +30 000 по сравнению с итогами пятилетней давности. Растет и количество иностранных гостей: с 8,5 тысячи в 2015-м до 31 тысячи в минувшем. Новогрудчина – лидер в развитии туризма в Гродненском регионе. В прошлом году участники межведомственного экспертно-координационного совета по развитию туризма при Совете Министров под руководством вице-премьера Игоря Петришенко посещали именно Новогрудский район как пример по развитию туризма в регионе.
Не замком единым
В чем секрет Новогрудчины? Предпосылки для успеха складывались столетиями, ведь район имеет богатейшую историю, которую можно увидеть, услышать и прочувствовать. В первой столице Великого княжества Литовского Новогрудке – подняться на самую высокую точку области и прикоснуться к руинам замка, где вершили судьбы целых государств и народов князья Миндовг и Ягайло. Искупаться в таинственном озере Свитязь, услышать о нем не одну легенду, например, о городе, который поглотило озеро, и его жителях, ставших цветами. Зайти в Фарный костел, где крестили Адама Мицкевича, и музей имени поэта, чтобы увидеть его личные вещи, услышать романтичную историю про знакомство Адама Мицкевича и Марии Верещак. Восстановить душевное равновесие в Лавришевском монастыре или в агрогородке Вселюб зайти в самый древний из действующих костелов на территории современной Беларуси.
Сегодня здесь предлагают новые маршруты и дополняют образ Новогрудка новыми достопримечательностями. Среди них – самый большой в области ветропарк. Или Селец, где можно прокатиться на лыжероллерах.
Поверьте, это лишь малая частица того уникального, что есть на Новогрудчине. Следующим большим шагом стала возможность для организованных групп иностранных гостей посещать район без оформления виз. И, наконец, инициатива местной власти – третья важная составляющая успеха. Именно туристическая сфера в последние годы признана одним из перспективных направлений развития региона.
– Что отличает Новогрудский район, так это видение перспектив и путей развития туризма в регионе. Общая концепция была выработана еще под руководством предыдущего председателя райисполкома Анатолия Маркевича и дала серьезный толчок развитию туристического потенциала региона. Важно, конечно, что этими вопросами в регионе занимаются профессионалы, люди неравнодушные, – отметила заместитель начальника управления спорта и туризма облисполкома Татьяна Лидяева. – За последние годы сделано на самом деле много. В историческом центре города семь лет назад открыли туристско-информационный центр, а с 2017-го работает сайт «Туризм и отдых на Новогрудчине»: http://novtour.by/. Район активно участвует в проектах международной технической помощи. Новогрудок – постоянный участник туристических выставок, город презентует себя как на отечественном рынке, так и за рубежом.
Стали регулярными пресс-туры для журналистов, турфирм и туроператоров как Беларуси, так и стран-соседок: Литвы, России, Польши. Это также дает результат: познакомившись лично с потенциалом района, впоследствии туристические компании привозят сюда гостей.
«Без четкого видения перспектив в сфере туризма и планирования не обойтись», – говорил в одном интервью нашей газете Анатолий Маркевич. На деле это означало: развиваться в разных направлениях, продумывать все до мелочей, учитывать запросы современных туристов, предлагать разнообразный отдых и качественный продукт.
Внимание уделяют и информационной поддержке: буклеты, сайты, соцсети, статьи. Здесь четко поняли суть эффективного маркетинга: информацию туристы не должны искать, она сама должна их находить. Не пройти-проехать мимо значимого объекта помогают информационные таблички, баннеры и щиты. Около 70 новых появились в 2017–2020 годах. Также установлено около трех с половиной десятков туристических дорожных знаков, указывающих направление движения и расстояние до агроэкоусадеб, достопримечательностей, памятных мест, музеев. Что касается Новогрудка, навигацию разместили в том числе на стилизованных фонарях.
Открывая новое
С прицелом на гостей в Новогрудке развивается инфраструктура, разрабатываются маршруты, открываются новые объекты.
– Сегодня в районе хорошо развит религиозный, популярным становится экологический и производственный туризм, – отмечает заместитель председателя Новогрудского райисполкома Светлана Королько.
Одно из перспективных направлений – ностальгический туризм. Развивать его помогает музей еврейского сопротивления, который был открыт в 2007 году в здании одного из бараков бывшего еврейского гетто. Несколько лет назад на территории установили памятник Михле Сосновской, 12-летней девочке, которая сбежала из гетто, но позже была расстреляна немцами. В ее лице увековечена память о детях, погибших во время Холокоста. Заложили на территории музея сад, летом 2019-го торжественно открыли Стену памяти, на которой размещены имена всех бежавших из гетто. В Новогрудке в 2019 году состоялась встреча бывших узников и их потомков со всего мира, а в январе нынешнего года при участии музея такая же встреча прошла в Нью-Йорке.
Но не только историей «цепляет» Новогрудок, здесь следят за брендами и внедряют новые очень быстро. Только в 2017 году открыли, оборудовали и промаркировали четыре новых веломаршрута протяженностью от 2,5 до 50 километров. Проходят они по самым значимым объектам: озеро Литовка, Любчанский замок, усадьба Хрептовичей, Лавришевский монастырь. Еще один маршрут – международный «Евровело 2». Пролегает он по территории шести европейских государств, часть пути лежит через Новогрудок, Любчу, Свитязь. Проехать на самом экологичном транспорте – двухколесном – можно как на своем велосипеде, так и взяв его на прокат в ФОК «Лидер» или БСК «Селец». Также гостям предлагают восемь пешеходных либо автобусно-пешеходных маршрутов. В туристско-информационном центре помогут с навигацией.
Тему эко поддерживает открывшийся в 2017 году эколого-информационный центр «Приключения у озера»: прогулки по экотропе, экскурсии и анимационные представления экологической тематики, дегустация фиточая. В период новогодних праздников центр становится резиденцией Свитязянского Деда Мороза.
Тренд последнего времени – производственный туризм, который раскрывает секреты больших и малых производств и отвечает на вопрос «Как это устроено?». Уже сегодня гости могут посетить ветропарк и станцию сортировки бытовых отходов. Узнать все о зеленой энергетике, научиться экономить энергию дома, правильно сортировать мусор. В планах – вовлечь другие предприятия. Например, могли бы подключиться те, кто выпускает брендовую для региона продукцию: новогрудские сыры, квас на рисе и другую.
Учреждения культуры также включены в работу с гостями. К примеру, проект Новогрудской районной библиотеки «Ретро-фотоателье» получил грант Президента Республики Беларусь. В планах – открыть в районной библиотеке фотостудию, создав там атмосферу фотоателье столетней давности. А еще раньше в библиотеке появился музей мини-макетов «Страчаная спадчына». Спустя два года, в 2018-м, еще один музей макетов прописался в центре Новогрудка под открытым небом.
В плане событийного туризма внимание привлекают праздники, посвященные значимым датам в истории края: годовщина со дня рождения Мицкевича, юбилей Новогрудка и другие. К слову, в 2018 году райисполком стал дипломантом национальной премии «Познай Беларусь» в номинации «Проект года» за организацию и проведение праздника, посвященного 220-летию со дня рождения Адама Мицкевича.
Заслуживают внимания ставшие брендами края «Любчанский сыровар» и «Любчанскі шпацыр», «Музыка сердец» памяти Высоцкого, «Хлеб, сыр, квас», «Рыбалка у графа Хрептовича».
В Любче можно также стать участником интерактивной программы «Тайны любчанской ключницы» с дегустацией местных блюд и мастер-классом по их приготовлению. Популярностью пользуются мастер-классы по народным ремеслам, в том числе вытинанке-выбиванке – традиции со статусом историко-культурной ценности Беларуси.
Опыт Новогрудка показывает: важны даже мелочи. Возьмем, например, аллею фонарей в сквере в центре Новогрудка, которая появилась лет пять назад. Она пусть и не имеет особой исторической значимости, но создает приятную атмосферу в городе. Тоже важный и для самих жителей, и для туристов момент.
Это перспективно
– Большой вклад в развитие туризма вносят и частный сектор. Так, вскоре откроются два новых объекта питания и две частные гостиницы. Также частное предприятие выкупило гостиницу ЖКХ, сейчас там идет ремонт, – рассказала Светлана Королько. – В апреле небольшая гостиница открылась в историческом здании в центре Новогрудка. В общей сложности, когда все эти объекты размещения будут работать, они смогут принять порядка 300 гостей. Это не считая агроусадеб и гостевых домов.
Частный бизнес видит для себя перспективы в том числе в сфере услуг: объекты питания, размещения. Чем больше их откроют и чем разнообразнее они будут, тем охотнее гости начнут задерживаться в городе и районе.
– Мы совсем недавно пришли в туристический бизнес: наша мини-гостиница «Гражина» открылась в апреле, единовременно может принять 21 гостя, – рассказала хозяйка гостиница Марина Ракович. – Мы видели, что в городе была потребность в гостиницах. Туристов, в том числе иностранных, до закрытия границ было много, некоторые хотели задержаться в городе дольше чем на день. Поэтому гостиницы Новогрудку нужны. Сейчас немного сложнее, так как границы закрыты. Хотя летом, надо сказать, гостей было много – ехали наши туристы. Надеемся, все вернется и мы будем развиваться вместе с нашим городом. В планах на перспективу – построить ресторан с небольшой гостиницей на втором этаже.
Агротуризм, бум которого наблюдался в начале 2010-х, на Новогрудчине продолжает набирать обороты. За последнее десятилетие количество агроусадеб увеличилось с 16 до 25. А в 2017-м вблизи Свитязи открылся туристско-охотничий комплекс, или Дом охотника, как его чаще называют.
В вопросах туризма как-то уже общепринято и логично фактически не учитывается нынешний год, внесший свои коррективы в показатели посещаемости. Впрочем, на Новогрудчине если иностранных гостей и стало меньше, то вот наши соотечественники куда охотнее поехали открывать для себя родную Беларусь.
– Внутренний туризм, в частности отдых на природе пользуется значительным спросом. В летний сезон мы наблюдали выросший интерес к агроусадьбам. В Домам охотника в Любче и на Свитязи загрузка по сравнению с минувшим годом повысилась в два раза, – отметила начальник отдела туризма управления спорта и туризма Новогрудского райисполкома Екатерина Кивач.
***
Заданный району несколько лет назад вектор развития находит продолжение сегодня. Следующим важным шагом его становления как туристической мекки может стать включение Новогрудчины в безвизовую зону "Брест-Гродно". Тогда район смогут посещать без оформления виз не только организованные группы туристов, но и индивидуальные путешественники. А для жителей Беларуси Новогрудчина открыта всегда. Кстати, это самый холодный район области, и именно туда уже сейчас можно ехать за зимними пейзажами.
Гродненская правда
Фото "НЖ", "ГП" и из открытых источников