Тут деревья на костях стоят. Какие ужасы творили нацисты в Казимировском лесу в Могилеве

Тут деревья на костях стоят. Какие ужасы творили нацисты в Казимировском лесу в Могилеве

29 марта 2025 19
Казимировский лес в Могилеве старожилы называли кладбищем - в период оккупации областного центра немецко-фашистские захватчики по ночам, вдалеке от посторонних глаз, расстреливали здесь мирных жителей: стариков, женщин, детей... В 1970-е годы неподалеку от этого лесопарка по ул. Ровчакова установили камень с табличкой в память о тех, чьи жизни оборвали нацисты. Скорбное и памятное место расположилось вдалеке от проезжей части в небольшой промзоне, а потому здесь не часто можно встретить туристов или посетителей... 

Казимировский лес расположен в черте города Могилева неподалеку от Минского шоссе. Неприметный поворот, особенно если едешь туда впервые, легко проскочить: на первый взгляд он ведет к небольшой промзоне, а не к месту скорби и боли. Высокие деревья размеренно покачиваются на ветру, на земле протоптаны дорожки — в хорошую погоду здесь обязательно можно встретить прогуливающихся людей. В глаза бросаются деревья, на стволах которых закреплены цифры. Черные на белом фоне они притягивают внимание. Эти цифры — обозначение номеров расстрельных ям, которые в прошлом году обнаружили в этом лесу.

Точное число погибших в этом лесу в 1941-1944 годы еще не установлено. По имеющимся сведениям и архивным данным, здесь покоятся около 7 тыс. человек, однако прокуратура Могилевской области, участники Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» и 52-й поисковый батальон ВС Республики Беларусь продолжают изучать документы, ведут разведки, проводят поисковые работы.

Как рассказал руководитель Могилевского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру» историк Николай Борисенко, первые попытки открыть тайны, которые хранит Казимировский лес, предпринимались в первые послевоенные годы. Однако тогда первоочередной задачей было восстановление и налаживание жизни в городе, поэтому изучение Казимировского леса немного застопорилось.

В 1970-е годы здесь установили камень и табличку в память о мирных жителях, чьи жизни оборвали здесь фашистские пули. За памятным местом все годы ухаживали, а неравнодушные люди приносили цветы. Более серьезные попытки узнать, какие тайны хранит этот участок леса, могилевские поисковики предприняли в 2009-2010 годах, тогда о расстрельном месте узнала общественность.

«Тогда старожилы, проживающие в этой местности, стали делиться с нами воспоминаниями о событиях, которые происходили здесь в 1941-1944 годах, — рассказал Николай Борисенко. — Мы занялись изучением этого леса, опираясь на воспоминания тех людей, которые пережили оккупацию Могилева и видели, что происходило в Казимировском лесу».

Новый сезон поисковых работ стартовал в Казимировском лесу в прошлом году при участии 52-го поискового батальона ВС Республики Беларусь под руководством прокуратуры Могилевской области. Этому способствовало расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. На сегодняшний день в расстрельных ямах обнаружены 304 жертвы. Вместе с останками поисковики подняли личные вещи и предметы обихода. Среди них — обломок мужской расчески, с нацарапанной на ней надписью «А.Трунков». Больше никаких имен установить не удалось.

«В 1941-1944 годах здесь уничтожались не только целые семьи мирных жителей еврейской национальности Могилева и Могилевского района, но также бывшие военнослужащие и военнопленные красноармейцы, участники сопротивления нацистскому режиму из числа подпольщиков и партизан и, возможно, часть привезенных из Польши или других европейских стран евреев, — рассказал Николай Борисенко. - Первоначально этот лес использовали оккупанты для уничтожения могилевских евреев, а также части пациентов Могилевской психиатрической лечебницы. Позже, после допросов и жестоких пыток в городской тюрьме, подвалах службы безопасности, следственной группы СД, гестапо и арестном доме, здесь проводились единовременные расстрелы местных партизан и подпольщиков. Вероятно, отдельных узников привозили сюда и сбрасывали в ямы уже мертвыми, потому что не все люди выдерживали допросы садистов, ведь кроме пыток они применяли душегубку «газваген» или «зондерваген». Кроме этого, целенаправленному уничтожению без суда и следствия подлежали евреи, цыгане, инвалиды и душевно больные люди. Фашисты считали их расово вредными элементами».

На данный момент в Казимировском лесу обнаружено и изучено семь расстрельных ям, каждая из них имеет свою историю, по которой можно узнать про оккупацию и преступления, совершенные нацистами и их пособниками. «Исходя из того, что было обнаружено при раскопках, единовременных массовых расстрелов здесь не было. В ямах обнаружено от 1 до 110 человек - это мужчины, женщины, дети разных возрастов», — отметил Николай Борисенко.

Активным участником раскопок в Казимировском лесу стал командир поисковой группы "Авангард" Илья Триханов. В поисковом движении молодой человек с 2016 года, на его счету десятки пройденных вахт, разведок и экспедиций. Однако, поделился опытный поисковик, работа в местах ожесточенных боев серьезно отличается от подъема жертв геноцида не только с технической, но и моральной стороны.

«Работать в Казимировском лесу было морально тяжело. Я первый раз принимал участие в раскопках, связанных с геноцидом, до этого поднимал только бойцов. Обнаружение на поле сражения останков солдата для самого себя как-то более объяснимо: ты понимаешь, что он сражался за своих людей, за свое государство. Ты понимаешь причину его гибели, — поделился он. — А при раскопках расстрельных ям в Могилеве, ты прямо видел вот это наложение тел друг на друга: дети, женщины, мужчины, военнопленные. И их убили не потому, что на этом месте шел бой, их убили просто потому, что кто-то так решил, что именно эти люди не должны дальше жить».

С технической стороны работы в лесу тоже были сложнее привычных поисков. Главные помощники поисковиков, металлоискатели, тут оказались бессильны. «Процесс поиска бойцов проще, чем работа на таких раскопках, потому что с бойцами есть железо. А здесь никакого такого сопутствующего материала нету, чтобы можно было работать с металлоискателями. Наши помощники тут только щупы и лопаты», — делится подробности Илья Триханов.

Каждая из семи ям, делится он, это отдельная история. «Каждая из этих ям отличается от другой. В одной из них лежали останки ста человек, а с ними - всего одна пуговица и одна калоша и больше ничего. В другой яме были остатки одежды, обуви, — делится Илья Триханов. — А еще одна яма выглядела совсем необычно. Сложилось ощущение, что людям, которых потом в лесу и казнили, сказали собирать вещи и переезжать. С ними были котелки, ковшики, монеты, очки, стеклянные тарелки, личные вещи».

Илья Триханов отметил, что поиски в Казимировском лесу продолжатся и в этом году: имеющиеся наработки говорят о том, что число жертв будет расти. «Я считаю, что эту работу необходимо продолжать. Установление таких фактов, их подтверждение, снимает розовые очки в части того, каким бы мог быть новый порядок на нашей земле в те годы, чем это могло обернуться в нашем современном мире, - рассуждает поисковик. — Такие раскопки показывают, что тогда происходило, и какое отношение у фашистов было к обычным и мирным людям, которые жили на нашей земле».

Работа по установлению фактов геноцида в Могилевской области продолжается. Как отметил заместитель прокурора Могилевской области Андрей Волков, этому направлению прокуроры уделяют огромное внимание. "В Могилевской области более 1,7 тыс. населенных пунктов, которые были уничтожены нацистами в годы Великой Отечественной войны. Из них 42 - ранее неизвестные. Были изучены огромные объемы информации — более 2,3 тыс. только допрошено людей по фактам геноцида за четыре года. Изучено огромное количество архивных материалов на системной основе. И несмотря на все приложенные усилия, работы в этом направлении еще много, — рассказал он. — У нас на сегодняшний день установлено 42 ранее неизвестных мест уничтожения белорусского населения».

Среди таких страшных мест — Казимировский лес. «По акту государственной чрезвычайной комиссии, который был составлен непосредственно после освобождения Могилевской области, в этом лесу расстреляно до 7 тыс. мирных жителей. Карательные операции тут не прекращались весь период оккупации, — рассказал Андрей Волков. — В семи ямах обнаружили 304 останков. Из них более 130 - это женщины».

Работы по изучению Казимировского леса продолжатся в этом году. И большую помощь поисковикам и прокурорам оказывают жители близлежащих населенных пунктов, которые подсказывают места в лесу.

Продолжатся и посещения этих мест трудовыми коллективами, учащимся школ и вузов Могилевской области. «Эти посещения организованы прокуратурой, прокурорские работники рассказывают о событиях тех лет, показывают места: говорят о планах нацистов, о том, как уничтожались наши люди. За два месяца в прошлом году это место посетило более 4 тыс. человек. Говорить о злодеяниях оккупантов и показывать такие места нужно, чтобы сохранять историческую память и историческую правду о страшных зверствах нацистов», — поделился Андрей Волков.

А еще в этом году в Казимировском лесу планируют установить мемориал в память о жертвах геноцида. «Вы только вдумайтесь: до начала войны население Могилева составляло около 100 тыс. человек. А в день освобождения в нем осталось меньше 10 тыс. человек», — подытожил заместитель прокурора Могилевской области.


БелТа