От боев — к возрождению. Как партизаны, подпольщики и фронтовики восстанавливали Беларусь после войны

От боев — к возрождению. Как партизаны, подпольщики и фронтовики восстанавливали Беларусь после войны

29 марта 2025 26
16 июля 1944 года в Минске на бывшем ипподроме (там, где сейчас Национальная библиотека Беларуси) состоялся легендарный партизанский парад. Во время Второй мировой войны Европа знала несколько примеров массового сопротивления нацистам в форме партизанского движения — в Болгарии, Югославии, Греции, СССР. Но только в БССР партизаны удостоились такой чести - провести свой собственный, отдельный парад. И это было абсолютно справедливо — вклад народных мстителей в освобождение (а затем и восстановление) республики был огромен.


Белорусские сыны. Факты о партизанах - известные и не только

От военных руин к мирному процветанию. Как восстанавливалась Беларусь после Великой Отечественной

Оккупированная фашистами Беларусь стала территорией, где развернулось крупнейшее в Европе партизанское и подпольное движение. В Беларуси в годы Великой Отечественной войны героически сражались с немецко - фашистскими захватчиками 374 тыс. партизан, около 400 тыс. человек составляли резерв партизанских подразделений, более 70 тыс. патриотов-подпольщиков действовали в городах и других населенных пунктах.

Партизаны и представители Пинского подпольного обкома партии в штабе Минского партизанского соединения. Сидят в первом ряду: второй слева — первый секретарь Пинского подпольного обкома партии А.Е.Клещев, четвертый слева - первый секретарь Минского подпольного обкома партии В.И.Козлов, пятый — секретарь Минского подпольного обкома партии И.А.Бельский. Во втором ряду шестой слева — командир партизанского отряда К.П.Орловский, август 1943 года

Первые земли БССР стали свободными благодаря партизанам еще в 1942 - м, а в 1944 - м, еще до подхода Красной армии, они контролировали, полностью или частично, уже 58% территории БССР.

Активные участники партизанского движения (а из них в 1944 году сражались 143 тыс.) после освобождения не остались без дела. Множество партизан были сразу же призваны в Красную армию и ушли в ее рядах дальше. Другие были направлены на службу в силовые структуры - НКВД и НКГБ, где требовались специалисты, знающие специфику местного населения. А множество партизан еще до парада 16 июля получили предписание прибыть на восстановление или строительство объектов народного хозяйства по всей республике — рабочих рук катастрофически не хватало. Некоторые из таких объектов могут по праву считаться «партизанскими» — их основы заложены руками тех, кто дрался за родную землю с оружием в руках.

Фронтовики на строительстве жилья, декабрь 1947 года


Минск после освобождения. Разрушения на улице Ленина, сентябрь 1944 года


Панорама разрушенного города Минска, июль 1945 года


Здание вокзала, разрушенное фашистскими захватчиками. Минчане на восстановлении железнодорожных путей, 10 июля 1944 года


Учащиеся Минска на уборке школьного двора, 1 августа 1944 года


Трудящиеся Минска на всегородском субботнике по восстановлению родного города, 31 мая 1952 года


Восстановление первого трамвая в освобожденном от фашистских оккупантов Минске, 10 июля 1944 года 

Руководителем Штаба партизанского движения по освобождению Беларуси в 1944 году стал генерал - лейтенант Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. С 1938 года он был первым секретарем ЦК КП(б) Беларуси. Воссоединял в 1939 разорванный белорусский народ. Во время войны был начальником Центрального штаба партизанского движения, состоял в Центральном штабе партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования ВС СССР от ЦК ВКП(б).

Белостокское Народное собрание по воссоединению Западной Беларуси. Слева Первый секретарь ЦК КП Белоруссии - Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, 28-30 октября 1939 года

9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР № 6360с «Об организации автосборочного завода и завода по ремонту танков в районе города Минска». Одним из партизан, который сразу с парада 16 июля отправился в минское Красное Урочище, был Иван Михайлович Демин. На фронт он был призван 23 июня 1941 года сразу после окончания Московского текстильного института. Попал в плен на Западном фронте, бежал, был пойман, снова бежал и попал к партизанам. В качестве командира отряда имени Кутузова бригады «Смерть фашизму» Иван Демин достойно прошел военными дорогами Беларуси.

В Минске прошел Всесоюзный семинар по военно-патриотическому воспитанию. Маршал артиллерии Константин Петрович Казаков дает автограф рабочему Минского автозавода. Справа - директор завода Иван Михайлович Демин, февраль 1973 года

А потом было строительство МАЗа. С конца 1944 года там уже начали «отверточную» сборку грузовиков GMC, Mack и Studebaker из комплектующих, поставляемых США по ленд-лизу. Первый минский «Студебеккер» сошел с конвейера 7 ноября 1944 года. Всю продукцию немедленно отправляли на фронт. К марту 1945-го Минский автосборочный завод собирал более тысячи машин в месяц. Правда, условия оставались военными: 10-часовой рабочий день, нехватка станков. Уже после Победы, в августе 1945-го, было принято решение создать на базе автосборочного полноценный автозавод. И 7 ноября 1947 года в праздничной колонне демонстрации в честь 30-летия Октябрьской революции минчане увидели первый белорусский автомобиль — дизельный самосвал МАЗ-205. В 1950-м был налажен выпуск его бортовой версии МАЗ-200 и целого семейства на его базе.

Все это происходило при непосредственном участии вчерашнего партизана Ивана Демина. В 1945-м он стал главным энергетиком завода, в 1957 - м — секретарем парткома, в 1959-м - директором МАЗа. В 1975-м возглавил Белорусское объединение по производству большегрузных автомобилей «БелавтоМАЗ». В состав этого холдинга входили минский МАЗ, жодинский БЕЛАЗ, могилевский МоАЗ, ряд других предприятий. При Демине были созданы поистине легендарные модели белорусских автомобилей, завоевавшие рынки всего мира, — МАЗ-500 с семейством, БелАЗ-540, МоАЗ-522. Заслуги Ивана Демина были отмечены званием Героя Социалистического Труда (1975), двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, двумя Государственными премиями СССР. А ведь привела Демина на МАЗ именно партизанская судьба!


Продолжается  строительство Минского автозавода, 1946-1948 годы

Среди партизан, пришедших на строительство МАЗа в 1944-м, был и Дмитрий Иванович Барашкин. Боец отряда «Прогресс», кавалер ордена Красной Звезды и медали «Партизану Отечественной войны» II степени начинал с того, что был разнорабочим. Потом выучился на слесаря, стал одним из первых сталеваров завода, причем лучшим — его смена получила звание «Коллектив коммунистического труда». Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 августа 1966 года за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана, активное участие в создании конструкций и организации производства новых машин, достижение высоких производственных показателей Дмитрию Барашкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Решением Минского городского Совета депутатов трудящихся от 12 января 1968 года ему было присвоено звание "Почетный гражданин города Минска». Ушел из жизни ветеран в феврале 2004-го.

В 1946 году на территории бывшего авиазавода №453 начинали строить Минский тракторный завод. Строители - вчерашние партизаны — ютились в армейских палатках и бывших немецких блиндажах. Среди них был Михаил Иванович Варсоцкий. Сначала он помогал отряду «Смерть фашизму» Ивана Демина — поставлял для него разведданные, собирал информацию, а с осени 1943-го сам воевал в отряде имени Калинина. Был минером, получил в боях серьезное ранение и был удостоен орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени. В строительстве и работе МТЗ участвовал с первого же дня. В 1947 году Михаил Варсоцкий стал заместителем начальника отдела материально-технического снабжения, в 1963 году — старшим мастером плавильного участка литейного цеха, затем — формовочного. Работая в «литейке», неоднократно удостаивался грамот Верховного Совета БССР и СССР. Общий трудовой стаж партизана Михаила Варсоцкого на МТЗ - 51 год.

Строительство Минского тракторного завода, 1947 год



Минск после войны был разрушен на 80%. Город необходимо было отстраивать заново с учетом специфики его развития. И в этом вопросе партизаны тоже сказали свое слово. Но основу этому, вдумайтесь, заложило постановление СНК БССР от 16 сентября 1942 года №94 об обновлении деятельности Союза советских архитекторов БССР! Сила духа и стратегическое планирование творят чудеса!

В 1948-м в главное архитектурное управление Мингорисполкома пришел на должность ученого секретаря архитектурного совета и начальника бюро экспертизы Анатолий Коврей. Во время войны он, уроженец Стародорожского района Минской области, партизанил в отряде под командованием земляка Алексея Шубы. Был разведчиком и минером, в частности, зимой 1943-го минировал важнейший участок дороги Барановичи — Осиповичи, где через каждые полкилометра стоял пост охраны. После Победы он получил перевод из Старых Дорог в столицу. Настоящим призванием Анатолия Коврея стала архитектура: с 1951 года он был начальником сектора приемки и утверждения проектов в главном управлении архитектуры при СМ БССР, в 1970-м стал начальником отдела типового проектирования и организации проектно-изыскательных работ Госстроя БССР. Именно Анатолий Коврей курировал проектирование серий типовых проектов многоэтажных жилых домов — хрущевок, благодаря которым в 1950-1960-х миллионы белорусских семей обрели свое первое жилье. Он осуществлял технический надзор за строительством первого корпуса прокуратуры Беларуси, «Кургана Дружбы» на границе Беларуси, Латвии и России, памятника Деду Талашу... Наградами ветерану стали ордена Отечественной войны I степени и «Знак Почета», медали «За трудовое отличие» и «Партизану Отечественной войны» I степени.


Строительство 57-квартирного жилого дома по улице Горновых в Гродно, сентябрь 1957 года


Бригада одного из лучших строителей г. Солигорска Жибуль на строительстве жилого  дома, сентябрь 1959 года


После войны в белорусских школах была на счету каждая учительница, а уж тем более - учитель. Высшее педагогическое образование было далеко не у всех. Владимир Парахневич успел получить учительскую профессию до войны: в 1935-м закончил педрабфак, в 1940-м — физмат БГУ. И попрактиковаться тоже успел: в 1940-1941 годах преподавал в деревне Рогово Заславского района. Все изменила война: вчерашний учитель стал партизаном, и не рядовым, а командиром диверсионной группы. Он лично выплавлял тол из фугасов и участвовал в минировании железных дорог. На счету группы Парахневича, действовавшей на линии Бобруйск - Жлобин, - 21 вражеский эшелон.

Июль 1944 - го Владимир Парахневич встретил в должности комиссара 102-го отряда 9-й партизанской бригады имени Кирова. 9 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

А после войны партизан Парахневич вернулся к своему мирному призванию учителя математики. И тоже проявил себя профессионалом высокой пробы: в мае 1946-го был удостоен нагрудного знака «Выдатнiк народнай асветы», а в августе 1965-го — звания «Заслуженный учитель БССР». И коллеги, и ученики относились к Владимиру Алексеевичу с вполне понятным уважением, граничащим с преклонением: не каждый учитель - Герой! Своим званием Парахневич не щеголял, знавшие его запомнили его как скромного и трудолюбивого человека, великолепного педагога. Помимо мемуаров «Огненные вихри», партизан Владимир Парахневич оставил после себя и сугубо профессиональную книгу — «Сборник задач по геометрии и тригонометрическим функциям».

Мне посчастливилось учиться в СШ №10 Слуцка, которую в то время возглавлял Сергей Федорович Рубанов, заслуженный учитель БССР (1957), кандидат педагогических наук (1969), первый в Беларуси учитель - Герой Социалистического Труда (1968). Закончив Мстиславльский педагогический техникум, с 1939 по 1946 год он находился в Советской армии, участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. Участник обороны Ленинграда. С 1988 года средняя школа №10 Слуцка носит имя Сергея Федоровича Рубанова.

Василий Захарович Корж - командир партизанского отряда, генерал - майор, Герой Советского Союза. 28 июня 1941 года партизанами отряда под его командованием была устроена засада на легкие танки, двигавшиеся по дороге Пинск - Логишин. Этот бой партизан считается самым первым в истории партизанского движения СССР. После войны Корж - председатель колхоза «Партизанский край» в своей родной деревне Хоростово Солигорского района (ныне сельскохозяйственное предприятие ОАО «Имени В.З. Коржа», одно из ведущих сельхозпредприятий Солигорского района).

Еще в 1921 году в составе партизанского отряда Кирилла Орловского Василий Корж принимал участие в боях на территории Западной Беларуси с белогвардейскими антисоветскими отрядами генерала Булак-Балаховича и лидера эсеров Бориса Савинкова, а потом с ноября 1936 - го по декабрь 1937-го по линии НКВД воевал в Испании против франкистов, был командиром партизанского отряда. К концу 1942 года под его руководством в Пинском партизанском соединении насчитывалось не менее 2 тыс. человек. А к приходу передовых советских частей, по разным оценкам, их количество достигало 15 тыс.

Герой Советского Союза Василий Захарович Корж со своими боевыми друзьями Эдуардом Болеславовичем Нордманом (слева) и Федором Семеновичем Куньковым. От первого партизанского боя и до последнего дня войны прошли они рядом, июль 1965 года

Легендарный нелегал-диверсант подполковник госбезопасности (ВЧК, НКВД и НКГБ) Кирилл Прокофьевич Орловский получил в сентябре 1943 года «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Боевик - нелегал прошел уникальный путь от унтер - офицера саперного взвода Первой мировой войны, создания в 1918 году партизанского отряда в Бобруйском уезде, руководил партизанскими отрядами во входившей в состав Польши Западной Беларуси по линии «активной разведки» Разведывательного управления РККА. В 1937-1938 годах выполнял боевые задания во время Гражданской войны в Испании, где воевал в тылу фашистских войск в качестве командира диверсионно-партизанской группы. Был уволен со службы в органах госбезопасности по состоянию здоровья, но в 1941 году, находясь в спецкомандировке в Западном Китае, по личной просьбе был отозван и направлен в глубокий тыл немецких захватчиков в качестве командира разведывательно-диверсионной группы. В феврале 1943 года отряд под командованием Орловского совершил атаку на конвой генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубе.

Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда председатель колхоза «Рассвет» Кировского района Кирилл Прокофьевич Орловский  беседует с пионерами деревни Мышковичи, сентябрь 1967 года

Отряд Орловского потерь не понес, командир был тяжело ранен. У него были ампутированы правая рука по плечо (обычной пилой без анестезии), на левой - четыре пальца и поврежден слуховой нерв на 50-60%.

После освобождения Беларуси Кирилл Орловский обратился с четкой мотивированной просьбой к Иосифу Сталину, она была удовлетворена правительством СССР. В январе 1945 года Кирилл Орловский был избран председателем колхоза «Рассвет» Кировского района Могилевской области, в родной деревне Мышковичи. Под руководством Орловского колхоз «Рассвет» стал первым в послевоенном СССР колхозом-миллионером — разведчик сдержал слово.

Как и гвардии старший лейтенант Сергей Федорович Рубанов, кадровый военный, начавший воевать еще в декабре 1939 года, скромный, но решительный учитель, ответственный за каждое свое слово и поступок. После войны Беларусь восстанавливали десятки тысяч людей, имевших боевой опыт, прошедших неимоверные испытания. Их не надо было агитировать любить Родину — это было у них в крови. Как и обостренное чувство справедливости и решительной ответственности.

Таким был и Петр Миронович Машеров, учитель, до войны закончивший физико-математический факультет Витебского педагогического института имени С.М. Кирова, с августа 1941 года - подпольщик, с апреля 1942 года — командир партизанского отряда имени Н. А. Щорса, в 1944 году удостоенный звания Героя Советского Союза. После завершения ВОВ с июля 1946 года - секретарь, а с октября 1947-го — первый секретарь ЦК ЛКСМ Беларуси.

Герой Советского Союза Петр Миронович Машеров с товарищами


Первый секретарь ЦК КПБ Петр Миронович Машеров  9 мая 1974 года на площади Победы с бывшей разведчицей Александрой Федулиной, май 1974 года


Петр Миронович Машеров во время торжественного открытия Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" зажигает Вечный огонь, сентябрь 1971 года

Петра Машерова 1 августа 1955 года выбрали первым секретарем Брестского обкома КПБ, по его инициативе началось ускоренное развитие региона. Активно содействовал увековечению обороны Брестской крепости. С апреля 1959 года Петр Машеров — секретарь, а с марта 1965 года — первый секретарь ЦК КП Беларуси, впоследствии распространил опыт развития Брестской области на всю территорию Западной Беларуси, что отразилось на ее ускоренном развитии в 1960 -1980 - е годы.

Легендарный революционер-подпольщик Сергей Осипович Притыцкий в 1948-1951 годах — второй, а затем первый секретарь Гродненского обкома КПБ. В годы Великой Отечественной войны он находился в Центральном штабе партизанского движения, был вторым секретарем ЛКСМ Беларуси, в 1944-1945 годах — начальник Польского штаба партизанского движения.

Среди руководителей областей также были прошедшие суровую практическую школу партизаны и подпольщики.

Федор Анисимович Сурганов с 1947 по 1956 год — второй секретарь, председатель Минского облисполкома, первый секретарь Минского областного комитета КП Беларуси. Во время Великой Отечественной войны был одним из организаторов и руководителей партизанского движения и комсомольского подполья в Беларуси. С 1955 по 1971 год — заместитель председателя, потом председатель Президиума Верховного Совета БССР. С 1971 года — заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Слет ветеранов партизанской бригады им. Чкалова у деревни Птичь Минского района. Федор Анисимович Сурганов беседует с бывшими партизанами, июнь 1972 года

Первый секретарь Полесского обкома КП(б) Владимир Елисеевич Лобанок — Герой Советского Союза (1943), легендарный подпольщик и партизанский командир в годы ВОВ на Полесье, командующий Полоцко - Лепельским партизанским соединением. В 1954 -1956 годах Владимир Лобанок был избран председателем исполнительного комитета Гомельского областного Совета депутатов трудящихся, в 1974 году — заместителем председателя Президиума Верховного Совета Белорусской ССР.

Великая Отечественная война. Командир Лепельской партизанской бригады В.Е. Лобанок (первый справа), начальник штаба бригады Леонова партизан Иван Чернов, октябрь 1943 года


Руководители партизанской и подпольной борьбы в Белоруссии (слева направо) командир Лепельской партизанской бригады Герой Советского Союза Владимир Елисеевич Лобанок, командир партизанского соединения Борисовско-Бегомльской зоны Роман Наумович Мачульский и командир партизанской бригады «Железняк» Минской области Иван Филиппович Титков, июнь 1944 года

В разных отраслях народного хозяйства можно было встретить прошедших горнило испытаний героев ВОВ.

Виктор Ильич Ливенцев, до войны — учитель, потом командир 1-й Бобруйской партизанской бригады Беларуси, полковник, Герой Советского Союза (1944), с 1958 по 1978 год возглавлял Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров БССР.

Призванный на воинскую службу еще в 1938 году, Виктор Ливенцев принимал участие в освободительном походе в Западную Беларусь, в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. 22 июня 1941 года он принял первый бой вблизи западной границы, а в декабре 1941 года 752-й партизанский отряд под его командованием принял первый бой. Впоследствии командовал мощным партизанским соединением в Могилевской области.

Годы его работы во главе белорусского спорта называют «эпохой Ливенцева». Белорусские спортсмены в составе сборных команд СССР неоднократно поднимались на высшие ступени спортивных пьедесталов, с гордостью выступая на чемпионатах мира и Европы. В республике появились спортивные сооружения и комплексы: «Стайки», «Раубичи», минский водноспортивный комплекс (ныне СОК «Олимпийский»), конноспортивная база в Ратомке и многие другие объекты.

Фронтовик Петр Серапионович Крохолёв, профессор и заведующий кафедрой станковой живописи театрально - художественного института (ныне - БГАИ), заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, работал вместе с Михаилом Андреевичем Савицким, народным художником СССР и БССР, ныне Героем Беларуси. Фронтовик, прошедший страшные концентрационные лагеря, Михаил Савицкий прославился, написав в 1967 году аскетичное, масштабно-эпохальное полотно «Партизанская мадонна» (Минская).

На IX съезде художников БССР в Минске. Слева направо – заслуженный деятель искусств БССР П.С. Крохолев, художник Е.Н. Тиханович, народный художник БССР Е.А. Зайцев, киргизский художник Кулчоро Керенбеков, художник В.А. Лагун и народный художник БССР М.А. Савицкий беседуют в перерыве между заседаниями, январь 1973 года

Капитан - фронтовик Василий Иванович Шарапов - эпоха в истории Минска. С 1954 по 1968 год он - председатель исполнительного комитета Минского городского Совета депутатов трудящихся. На него обратили внимание, когда, празднуя Победу в мае 1945 года, Василий Шарапов чуть не избил первого секретаря горкома, Героя Советского Союза (1944), партизанского командира Иосифа Александровича Бельского за то, что тот в своей речи определил главными героями войны партизан, обидев невниманием фронтовиков. Все думали, что его уволят, а Иосиф Бельский и предложил ему стать помощником, оценил принципиальность. То есть было явное напряжение между «звеньями» победителей в ВОВ, но делали они общее дело во имя Беларуси.

Василий Шарапов проявил принципиальность и написал заявление по собственному желанию после крупной аварии — взрыве в цехе футляров на радиозаводе в 1972 году. Потом он был министром строительства и эксплуатации автомобильных дорог БССР, до 1989 года ему во многом мы и обязаны замечательными дорогами нашей страны.

Как и легендарному начальнику Минской ГАИ, автору минского феномена (в городе пешеходы практически не нарушали правила дорожного движения, никто на красный не шел, пересекали проезжую часть только по зебре — как и сейчас, воспитание традиций), крутому реформатору Ивану Степановичу Худееву. Капитан-фронтовик, ставший в 1961 году начальником ГАИ МВД столицы и работавший на этом посту до 1984 года. При нем у нас появились зачатки интеллектуальной транспортной системы. «Зеленая волна» тоже впервые появилась при полковнике Иване Худееве, как и система дорожных знаков, светофоры, разметка, ограждения, подземные переходы и поддержание качества дорог в порядке.

Иван Худеев создал эскортный взвод, который должен был встречать и сопровождать высоких гостей. В 1972 году он впервые эскортировал в Минске кабриолет Фиделя Кастро, тем самым положив начало красивой традиции. Сейчас мотоциклисты эскортируют машину Президента на инаугурации, а также высоких гостей Беларуси.

Это лишь несколько судеб белорусских партизан, подпольщиков, фронтовиков, участвовавших в возрождении нашей республики после Победы. Их были многие тысячи, и сделанное ими в послевоенные годы мы ценим, бережем и приумножаем сегодня — в Беларуси независимой.

БелТа