"Ночные ведьмы", наводившие ужас на фашистов и прерванный полет аса из Ташкента. История улиц Санфировой и Ивлеева в проекте "Имя героя. Беларусь помнит"

"Ночные ведьмы", наводившие ужас на фашистов и прерванный полет аса из Ташкента. История улиц Санфировой и Ивлеева в проекте "Имя героя. Беларусь помнит"

21 июня 2019 1512

Два летчика, два Героя Советского Союза покоятся в братской могиле в парке имени Жилибера в Гродно. Немало боевых вылетов Юрий Ивлиев и Ольга Санфирова сделали как раз в белорусском небе во время наступательной операции «Багратион». Не раз под крыльями их самолетов был и Гродно, и Неман. Город над Неманом стал последним пристанищем для двух капитанов, командиров эскадрилий Ивлиева и Санфировой, погибших уже на исходе войны. Память о них в Гродно увековечена в улицах, названных в честь Героев. 


Боевые ласточки

Так называли в годы Великой Отечественной войны наши бойцы летчиц женского авиаполка.

Ольга Санфирова родилась в мае 1917 года в Самаре в семье рабочего. Страсть к полетам и мечта о небе пришли к ней еще в детстве. Когда родители переехали в Коломну, Ольга, работая на заводе, стала заниматься в аэроклубе. В 1940 году она уже летчик-инструктор одной из учебных эскадрилий гражданской авиации. 

Olga_Sanfirova_(cropped).jpg

Когда по призыву летчицы Марины Расковой – одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, в Москве началось формирование женской авиационной части, в нее добровольцем вступила Санфирова. Женский авиационный полк был довольно необычным явлением в военно-воздушных силах. Хватало и таких, кто поначалу сомневался, что девушки смогут вынести тяготы фронтовой жизни. Но летчицы вскоре доказали, что умеют воевать не хуже мужчин.

Летала Ольга, как и все ее подруги по 46-му гвардейскому Таманскому ночному бомбардировочному авиаполку, на легкомоторном биплане ПО-2, который в гражданской авиации называли «небесным тихоходом». 

Il2_sturmovik.jpg

Максимальная скорость машины не превышала 120 километров в час. На самолете не было ни радиосвязи, ни бронеспинок, способных защищать экипаж от пуль. Бомбы подвешивались к машине на специальных креплениях. Из оружия у экипажа были только пистолеты, пулемет на самолет стали устанавливать лишь в 1944 году. До августа 1943 года летчицы даже не брали парашюты, чтобы увеличить бомбовую нагрузку на 20 килограммов. Управление было сдвоенным: управлять ПО-2 можно было не только пилоту, но и штурману. Боевые вылеты были в основном ночными. Перед пикированием на вражеские позиции двигатель на биплане отключали, и фашисты слышали лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. Это наводило ужас на гитлеровцев, которые и назвали летчиц «ночными ведьмами».

Несмотря на огромное количество вылетов, большинство из них завершались удачно. За все время боев на фронте полк потерял 23 человека и 28 самолетов. Отличные планирующие свойства машины позволяли совершить посадку даже с выведенным из строя двигателем.

Ольге Санфировой со своим штурманом Руфиной Гашевой за свои 630 боевых вылетов тоже однажды пришлось сделать вынужденную посадку на вражеской территории и выходить к своим. Их экипаж участвовал в обороне Кавказа, освобождении Крыма. Во время операции «Багратион» гвардии капитан командир эскадрильи Ольга Санфирова бомбила противника под Могилевом и Гродно. В конце 1944 года полк воевал в небе над Польшей. 13 декабря самолет Санфировой был подбит при возвращении с очередного боевого задания. Экипажу удалось выпрыгнуть из горящей машины с парашютами, но приземлились они на нейтральной полосе, где Ольга подорвалась на противопехотной мине.

347556b978069945d7d4d3e976ab8037.jpg

23 февраля 1945 года гвардии капитану Ольге Александровне Санфировой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Отважная летчица похоронена в братской могиле в Гродно. В Гродно и Самаре в честь нее названы улицы.  

Братская_могила_Гродно_05.JPG

В городском ритме под мирным небом

Тихая улочка, городская окраина, которую гродненцы издавна называли Переселкой, сегодня как ни один другой район ощущает дыхание большого комфортного города. Красивые многоэтажки, благоустроенные дворы, детские игровые площадки – это новый микрорайон рядом с излюбленной зоной отдыха – лесопарком Пышки. И то, что они потеснили старые постройки на улице Ольги Санфировой, вполне закономерно. Город растет, расширяется, хорошеет, жизнь горожан становится насыщеннее и комфортнее, какой и представлялась в мечтах тех, кто боролся за освобождение нашей земли от фашистов. 

IMG_20190617_121746_HDR.jpg

Заметны невооруженным глазом и перемены на улице Юрия Ивлиева. Правда, эта улица почти в центре Гродно сохраняет частную застройку. Дома утопают в зелени, дворы украшают цветочные клумбы – эта добрая традиция областного центра. 

IMG_20190617_114401_HDR.jpg

Прерванный полет

Довоенная биография Юрия Ивлиева умещается буквально в нескольких строчках. Родился в марте 1923 года в Ташкенте. Учился в школе, увлекался авиамоделизмом. Когда началась Великая Отечественная война, учился в Чкаловской военной авиационной школе. А вот только краткий пересказ его  боевых вылетов за 2,5 года фронтовой жизни занял бы многостраничную книгу. 

Ивлиев_Юрий_Дмитриевич.jpg

На фронт 19-летний Юрий попал в сентябре 1942 года, а судьба определила его в 312-й штурмовой полк 4-й воздушной армии, воевавшей сначала в составе Западного, а потом 2-го Белорусского фронтов.

Летал пилот на знаменитом штурмовике Ил-2. Уже в первых своих вылетах он зарекомендовал себя очень способным летчиком с отличной техникой пилотирования. В 20 лет он уже капитан, командир эскадрильи, удостоенный двух боевых орденов. Несмотря на молодость, его в полку называют настоящим мастером штурмовых ударов. Славу воздушного аса Юрию принесли исключительная дерзость при штурмовке врага, точность бомбометания, умение мгновенно принимать в полете правильное решение.

В июне 1943 года группа штурмовиков полка, в котором была и четверка Илов под командованием Ивлиева, должна была нанести удар по аэродрому противника, который прикрывался большим количеством зениток. Их заслон одним из первых прорвал именно Юрий. Всего советские летчики уничтожили и повредили 15 немецких самолетов, среди которых четыре «юнкерса» были на счету группы Ивлиева. Когда его самолет отходил от цели, в атаку на него пошли два гитлеровских «фоккера». Ивлиев и воздушный стрелок отбили сначала одну, а потом и вторую атаку истребителей, но с третьей попытки немцы смогли пробить броню штурмовика, разбить пулемет стрелка. В кабине последнего возник пожар, но раненый боец не только потушил его, но и выстрелом из ракетницы сорвал четвертую вражескую атаку. Но истребители и далее продолжали наседать. Ил буквально был изрешечен, а хуже всего было то, что были перебиты элероны, раздроблена левая половина руля высоты, повреждено левое колесо шасси…

От «фоккеров» помогли избавиться подоспевшие на подмогу истребители, но потерявший управление Ил на большой скорости шел вниз. Только у самой земли Ивлиеву удалось вывести машину в горизонтальный полет и в течение получаса идти до ближайшего аэродрома. Там в это время заходили на посадку истребители, и Юрий сделал все, чтобы посадить свой самолет с неисправным шасси без помех для возвращавшихся «Лавочкиных». Когда техники аэродрома подбежали к Илу, они вначале даже подумали, что пилот мертв. И только потом поняли – летчик потерял сознание от колоссального перенапряжения сил.

В наградном листе на присвоение капитану Юрию Дмитриевичу Ивлиеву звания Героя Советского Союза, подписанном командиром 312-го штурмового авиационного полка майором Рубцовым 5 августа 1944 года, есть такие строки: «Особо отличился капитан Ивлиев в нынешней операции по освобождению Белоруссии. С 23 июня по 4 августа 1944 года он совершил 20 успешных боевых вылетов. Лично уничтожил железнодорожный состав, склад с боеприпасами, 3 танка и до 20 автомашин, около 100 немецких солдат и офицеров».

Всего же к августу 1944 года на счету капитана было 120 боевых вылетов, в ходе которых он уничтожил 20 танков, 10 складов, 5 эшелонов, 15 артиллерийских и зенитных батарей. В активе молодого аса и 12 вражеских самолетов: 11 из них он сжег на аэродромах, а вот «фоккер» он сбил в воздушном бою.

Белорусскую землю с высоты птичьего полета он видел от Могилева до Гродно. Через четыре месяца после освобождения города над Неманом Юрий Ивлиев был удостоен звания Героя Советского Союза. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» ему вручал в Москве Калинин.

Погиб пилот-герой 29 января 1945 года в Восточной Пруссии во время боевого вылета для удара по скоплению немецких танков и пехоты. При втором заходе на позиции противника его Ил был сбит прямым попаданием снаряда.
Прах Юрия Ивлиева покоится в братской могиле в парке в Гродно. В Гродно и Ташкенте его именем названа улица.

Гордость матери, пример для молодежи

«В 1944 году мой Юрочка приезжал в отпуск на две недели, когда я провожала его обратно на фронт, плакала, а он мне говорил – не плачь, мама, если я не вернусь, останутся мои друзья-комсомольцы, поверь, мама, они никогда тебя не оставят». Эти слова принадлежат матери летчика, Героя Советского Союза Юрия Ивлиева. Долгое время Вера Ипполитовна Ивлиева вела переписку с учениками тогда еще СШ №1, теперь – Гродненской городской гимназии. Здесь, в музейной экспозиции, до сих пор можно увидеть одно из ее писем. В нем Вера Ипполитовна рассказывает ребятам о своем сыне, вспоминает, каким он был: «Юрочка хорошо учился, – пишет она, – любил своих друзей, помогал мне, был хорошим общественником, вел музыкальный кружок, выпускал настенную газету. А главное – был очень скромным, со всеми обходительным и уважительным». 

IMG_5645.JPGIMG_5656.JPGIMG_5646.JPG

Сегодня экспозиция, посвященная Юрию Ивлиеву, – центральная в музейной лаборатории гимназии. Юные гимназисты по сей день с особым трепетом чтят память отважного воина. В музейной экспозиции хранятся несколько черно-белых фотографий летчика и копии его наградных листов, напоминающих о десятках уничтоженных фашистских танков и самолетов. Есть среди экспонатов музея и художественные маркированные конверты с портретом молодого капитана, изданные Министерством связи СССР в 1975 году. 

В музейной комнате Гродненской городской гимназии и сегодня посвящают в пионеры и члены молодежной организации. Минутой молчания чтят память отважного летчика стоя у памятника учителям и ученикам школы, погибшим во время Великой Отечественной войны, который в 1981 году был установлен на территории гимназии. 

Гродненцы о своей улице

Зинаида Маркова:

IMG_20190617_124949_HDR.jpg

– В Гродно я училась в педагогическом институте. Там познакомилась со своим будущим мужем. В 1970 году сыграли свадьбу и поселились в родительском доме мужа в Переселке. На окраине города его построил после возвращения с войны отец-фронтовик. Здесь родились мои дети, подрастали внуки. Я долгие годы проработала в детском саду, который находится недалеко от дома. Через него прошли тысячи детей из нашего микрорайона. 17 лет уже на пенсии, но без дела не сижу. Стараюсь создавать красоту возле своего дома, в родном мне микрорайоне. 
Прекрасное место здесь: рядом Неман, Пышки. Рядом вырос целый микрорайон из красивых многоэтажек. Потеснили они наши старые постройки, но это веление времени: с каждым годом люди живут комфортнее. И мы надеемся переселиться в многоэтажку где-то рядом. 
 О мирной жизни, о красоте, о благополучии людей мечтали и те солдаты, которые не щадили своей жизни в борьбе с коварным врагом. Именем одного из них названа наша улица, и это, считаю, имеет глубокий смысл.

IMG_20190617_113314_HDR.jpg

 Иван ГАВРИЦКИЙ, Анна РАДЮК
Фото: Аллы БЕЛОВОЙГродненская правда