В мероприятии приняли участие почетные гости: председатель облисполкома Владимир Караник, председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, начальник Гродненской региональной таможни Александр Пихун, начальник Гродненской пограничной группы Александр Давидюк.
Реконструкция пункта пропуска «Берестовица» была предусмотрена Государственной программой «Инфраструктура пунктов пропуска на государственной границе Республики Беларусь» на 2021-2025 годы. Строительство велось за счет собственных средств, сметная стоимость – порядка 31 миллиона рублей.
– История таможенного дела на Берестовицкой земле берет начало еще в 18 веке. За сотни лет были разные периоды: закрытие границ и потепление отношений, когда трансграничное сотрудничество развивалось. Всегда таможенная служба быстро и оперативно реагировала на вызовы времени, была готова обеспечить как безопасность наших рубежей, так и возможность комфортного их пересечения, – сказал Владимир Караник. – Самый активный период развития пришелся на годы независимости Республики Беларусь, когда молодое государство начало обустраивать свои границы, взяло курс на выстраивание добрососедских отношений с сопредельными странами.
Председатель облисполкома подчеркнул, что таможенная и пограничная службы всегда обеспечивали возможность безопасного пересечения границ, демонстрировали дружелюбие и готовность помочь тем, кто приезжал в Беларусь с добрыми намерениями. В то же время они – надежный заслон для тех, кто пытался прийти к нам с противоправными действиями.
– Таможня всегда обеспечивала защиту законных интересов государства и его граждан. Сейчас период сложный. Сопредельная страна закрыла границу со своей стороны. Мы считаем, что эти трудности временные. Когда-нибудь наши соседи поймут, что сотрудничество – это всегда правильный и конструктивный путь. Однажды поляки придут к осознанию, что беспрепятственное движение капиталов, товаров и ресурсов способствует росту экономики обоих государств, – добавил Владимир Караник.
В результате реконструкции разделены транспортные потоки на въезд и выезд. Создана канальная система для следования грузовых автомобилей на выезд из Республики Беларусь – оборудованы четыре канала для движения транспортных средств, обновлен канал для автобусов, следующих на выезд. Возведено новое здание для оформления пассажиров с двумя залами вместимостью по 60 человек и рабочими местами для таможенной и пограничной служб.
Преобразилось административное здание служб контроля, здесь оборудованы современные рабочие места для сотрудников таможни. Возведены два новых весогабаритных комплекса с динамическими весами и подвышенным модулем. В пункте пропуска полностью заменены дорожное полотно, инженерные коммуникации. Модернизированы системы видеонаблюдения, локально-вычислительных сетей и сетей связи, наружное освещение.
– Пункт пропуска «Берестовица» – это один из основных пунктов пропуска на польском направлении. К сожалению, по инициативе польской стороны сейчас пункт пропуска Берестовица-Бобровники не работает. Тем не менее, мы решили провести хорошую, качественную реконструкцию. Сделано это это перспективу, – сказал председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский. – Здесь наши сотрудники будут осуществлять удаленное оформление экспортных и импортных поставок для Беларуси. Поэтому пункт пропуска начнет свою работу.
Владимир Орловский подчеркнул, что в настоящее время только 20% грузопотока белорусского экспорта-импорта проходит через границу с Европейским Союзом. 80% ориентировано на восточное направление.
– Белорусский бизнес, предприятия и таможенная служба перестроились под все вызовы. Сейчас практически все оформление экспорта-импорта проходит удаленно. Таким образом, ускоряем процесс оформления и задействуем наших сотрудников, которые находятся как раз в пунктах пропуска, где сейчас отсутствует движение, – добавил Владимир Орловский. – Кроме того, мы усиливаем таможенный контроль. В первую очередь, на предотвращение ввоза в страну запрещенных товаров, которые могут нанести ущерб гражданам и национальной безопасности. Усиливаем свои подразделения досмотровой техникой. В прошлом году приобрели один досмотровый комплекс для сканирования грузовиков. В 2025 году планируется приобретение еще трех таких комплексов.
Владимир Орловский акцентировал внимание на том, что в настоящее время в таможенной сфере партнеры из Европейского Союза – Литва, Польша, и Латвия – конструктивного диалога с белорусской стороной вести не хотят. Ряд соглашений в таможенной сфере по инициативе западных стран денонсированы.
Отметим, что после реконструкции пропускная способность пункта пропуска «Берестовица» составит 3900 автомобилей в сутки. Из них 2800 – легковые, грузовые – 800, автобусы – 200.
Гродненская правда