
История создания
ГАЗ-АА был разработан на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в начале 1930-х годов на основе американского грузовика Ford AA. Советские инженеры адаптировали конструкцию под местные условия, упростили ее и сделали более выносливой. В 1932 году началось серийное производство «полуторки», которая быстро стала основным грузовым автомобилем в СССР.
Название «полуторка» автомобиль получил из-за своей грузоподъемности — 1,5 тонны. Это был простой и надежный грузовик с четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 лошадиных сил, который мог работать на низкокачественном топливе и в самых суровых условиях.
Производство и распространение
ГАЗ-АА выпускали на Горьковском автомобильном заводе с 1932-го по 1950-й год. Во время войны производство «полуторки» не останавливалось, несмотря на эвакуацию завода и трудности с поставками материалов.
На момент начала Великой Отечественной войны в РККА имелось 151 100 грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. При этом уже летом-осенью 1941 года войска потеряли огромное количество грузового транспорта. На замену массово мобилизовались грузовики из народного хозяйства. При этом постепенно на фронте появились и военные версии полуторки. Практически сразу же с таких серийных автомобилей исчезли вторая фара (осталась только со стороны водителя), зеркало заднего вида, клаксон, бампер, дворник остался один — со стороны водителя. Также на версии ГАЗ-ММ-В отсутствовали передние тормоза.
«Полуторка» во время Великой Отечественной войны использовалась для перевозки грузов, боеприпасов, продовольствия, раненых и даже в качестве шасси для установки зенитных пулеметов и реактивных установок «Катюша». Благодаря своей проходимости и надежности, ГАЗ-АА мог работать в условиях бездорожья, морозов и грязи, что было особенно важно на фронте.
Дорога жизни в Ленинград
Одним из самых знаменитых маршрутов «полуторки» стала Дорога жизни через Ладожское озеро, по которой доставлялись продукты и медикаменты в блокадный Ленинград.
За первые две недели существования военно-автомобильной дороги №101 (ВАД-101) — единственной транспортной магистрали через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны — под лед ушло 157 автомобилей. За всю первую зиму — порядка тысячи. Во вторую зиму потери были существенно меньше — всего чуть более 100 автомобилей, но в итоге утонула каждая третья «полуторка», работавшая на Дороге жизни.
Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Говорят, что и сейчас, если лететь над Ладогой, кое-где сквозь воду видны черные прямоугольники — остовы легших на дно грузовиков. Некоторые из них стали братскими могилами — известны случаи, когда ослабленные блокадой люди не могли быстро покинуть кузов и тонули.
Вот одна из историй про «полуторку». Анна Павловна Иванова (Куликова) работала на Дороге жизни фельдшером. Она рассказывала, что однажды рядом с санитарной палаткой, где она была хозяйкой, остановили машину, водитель которой рулил локтями, потому что кисти обгорели — когда ухватился за заводную рукоятку заглохшего мотора, он обжег руки. Автомобиль завелся и доехал до санитарной палатки, но мужчина покинул кабину и принял помощь только тогда, когда сдал дежурному водителю автомобиль вместе с грузом для Ленинграда — мешками с мукой…
Что было после
История «полуторок» не закончилась с окончанием войны. Последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 года. За годы производства заводами ГАЗ, КИМ, УльЗИС и Ростовским автосборочным заводом было изготовлено 985 000 грузовиков, из которых 102 000 собрали в годы войны.