
До последнего патрона
В первые дни войны через Дятловский район потянулись колонны из автомобилей и повозок с беженцами и ранеными. Фашистская авиация и артиллерия вели по ним массированный огонь, не разбираясь, кого везут — детей или солдат.
— Районный центр обороняла группа из четырнадцати красноармейцев, которые приняли свой последний бой в ночь с 29 на 30 июня 1941 года. На сегодняшний день известно имя только одного из них — лейтенанта Михаила Лебедева, — рассказывает старший научный сотрудник Дятловского государственного историко-краеведческого музея Ольга Тюшляева.

Очевидцы тех событий вспоминали, что немецкий десант непрерывно обстреливал дорогу и прилегающие деревни со стороны Каменки. Местные жители прятались в соседних населенных пунктах, погребах и ямах для картофеля. Слышались выстрелы, земля вздрагивала от разрывов. Потом, по всей видимости, у бойцов РККА закончились боеприпасы. Со стороны Дятлово донеслись крики «ура!». Это остававшиеся в живых красноармейцы перешли в рукопашную. Но силы были не равны. Все четырнадцать защитников полегли на своем последнем рубеже.
— Хоронить убитых заставили местных жителей. Для этого вырыли одну большую могилу и даже привезли священника, — отмечает собеседница. — Немецкий офицер выстроил перед ямой солдат вермахта и произнес речь о героях, которые своим мужеством заставили его хоронить противника с воинскими почестями.
30 июня весь Дятловский район оказался под оккупацией.
К утру умирали по двое-трое малышей
За пять дней до начала войны в пионерский лагерь «Новоельня» располагавшийся на территории Дятловского района, привезли на отдых детей иностранных коммунистов более чем из десятка зарубежных стран. После 22 июня эвакуировать никого не успели. Самые маленькие попали в концлагерь «Дрозды». Старшие или погибли по дороге на восток, или нашли прибежище в партизанских отрядах.
Остальные к апрелю 1943 года оказались в Дятловском детском приюте, где немцы содержали сотни ребят с оккупированных территорий. В том числе из Курска, Орла и Ленинграда. Присматривала за несчастными детьми учительница Валентина Кепп, которая делала все, чтобы облегчить страшную участь подопечных.

— Маленьких узников, которым было от 3 до 13 лет, кормили по тюремному распорядку. На завтрак чай с порцией хлеба, в обед — баланда, на ужин - сыворотка. В приюте не было отопления, свирепствовали тиф и скарлатина, — приводит страшные подробности Ольга Тюшляева. - На Дятловском кладбище похоронено 76 детей из приюта, имена многих так и не были установлены.
Партизанский край - Липичанская пуща
Массовые казни, расправы над еврейским населением, оккупационные порядки порождали гнев и ненависть в сердцах жителей Дятловщины. Подпольные комсомольские ячейки в Дятловском и Козловщинском районах появились в сентябре 1941 года и объединяли десятки патриотов. Так, в деревне Зачепичи, где проживало порядка 150 человек, в состав подполья входило 11 бойцов.
Подпольщики проводили агитацию, распространяли листовки, собирали оружие и медикаменты для партизан. Только из деревни Явор за первые два года оккупации в леса передали пять пулеметов, более двадцати винтовок, сотни снарядов и мин. Позже помогали устраивать диверсии на железной дороге и повреждать телефонную связь, всячески мешали отправке молодежи на принудительные работы в Германию. В конце 1943-го из-за усилившегося террора большая часть подпольщиков ушла к партизанам.
— Группы народных мстителей на Дятловщине появились к декабрю 1941-го, 5 мая 1942 года они организовали первый партизанский отряд — «Орлянский», — рассказывает Ольга Тюшляева. — Название выбрали не случайно: 1 мая народным мстителям удалось уничтожить немецкое лесозаготовительное производство рядом с деревней Орля, где оккупанты использовали варварски вырубленный в Липичанской пуще лес. Попутно партизаны ликвидировали несколько коллаборантов и сожгли деревянный мост через Неман.
С каждым днем партизанская война разгоралась, были уничтожены фашистские гарнизоны в городских поселках Желудок и Козловщина, деревне Накрышки. А 12 декабря 1942 года в Липичанской пуще создается Ленинская партизанская бригада, которая объединила более 800 бойцов. К тому времени в ее арсенале насчитывалось четыре артиллерийских орудия, три миномета, броневик и танкетка. Правда, боеприпасов хватало не всегда.
В 1943-м в Липичанскую пущу на парашютах десантировался спецотряд НКВД «Дружба», который возглавлял легендарный разведчик Иван Жолобов. Бойцы Ивана Алексеевича к тому времени провели ряд уникальных операций на Гомельщине, но в Дятловском районе ситуация была еще сложнее. В населенных пунктах располагались крупные немецкие гарнизоны, оккупационная власть не оставляла попыток стравить живших бок о бок белорусов и поляков.
— Иван Жолобов смог в кратчайшие сроки превратить свою группу из пятнадцати человек в большой боеспособный отряд, — отмечает Ольга Тюшляева. — На его счету более двадцати вражеских эшелонов, разгромленный штаб немецкой дивизии, сотни ликвидированных оккупантов.
В райцентре 25 февраля 1944 года был создан Дятловский подпольный антифашистский комитет, в который вошли местные подпольщики: учителя, врач, агроном и даже семья священника. Возглавил комитет Георгий Русин. Антифашисты оказывали помощь партизанам и организовывали диверсии: взрывали машины, жгли урожай, уничтожали мосты.
Назад дороги нет
В декабре 1942 года гитлеровцы провели на Дятловщине и в прилегающих районах карательную операцию «Гамбург». Были превращены в пепел десятки населенных пунктов и хуторов. Только в деревне Большая Воля сожгли более ста домов и расправились с 364 жителями: женщинами, стариками и маленькими детьми. Больше всего нелюдей интересовал партизанский госпиталь, созданный незадолго до этого на острове в Липичанской пуще.
Место для его размещения предложил 68-летний местный крестьянин Иосиф Филидович, досконально знавший местность. Но даже имея представление о маршруте, пройти через топи было невозможно. Требовалось укладывать в самых непроходимых местах специальные кладки, которые потом убирали.
— В декабре 1942 года пуща оказалась в блокаде, — рассказывает Ольга Тюшляева. — 25 февраля 1944 года каратели рыскали по окрестным деревням, искали партизанских связных. Кто-то выдал Филидовича. Ночью 16 декабря в дом к Иосифу Юрьевичу вломились эсэсовцы.
Ему приказали показать дорогу на остров, в противном случае обещали безжалостную расправу над невесткой и внуком. Старик согласился и уверенно повел отряд из трех сотен врагов в самое опасное место болот. Только через несколько часов, когда повозки с минометами и боеприпасами начали тонуть в трясине, гитлеровцы догадались, что Филидович завел их не туда... Тело Иосифа Юрьевича нашли, когда сошел снег. Проводника убили несколькими выстрелами в затылок. Рядом обнаружили останки минимум пятидесяти карателей, остальных больше никто не видел.
Госпиталь на острове в Липичанской пуще проработал до освобождения края в 1944 году.
Подняли красное знамя
5 июля 1944 года началась Белостокская наступательная операция. Дятловщину освобождали бойцы 2-го Белорусского фронта генерал-полковника Георгия Захарова, принесшие свободу Могилеву за неделю до этого. На Гродненщине, в том числе в Дятловском районе, части РККА использовали новую тактику. Мобильные штурмовые группы захватывали переправы, небольшие населенные пункты и важные транспортные узлы, удерживая их до подхода основных сил.
По всей линии фронта развернулись кровопролитные бои. 120-я стрелковая дивизия под руководством генерал-майора Яна Фогеля рвалась к Волковыску. Ян Янович, невзирая на генеральские погоны, в решающие моменты боя всегда был на передовой и у деревни Малюшичи Кореличского района получил тяжелое ранение, от которого умер на следующие сутки. Фогеля похоронили в Дятлово. Рядом — могила заместителя комдива Павла Петрова, который тоже скончался от ран, но в августе 1944 года. Перед смертью просил похоронить его с Фогелем.
Райцентр 9 июля в ходе стремительной атаки освободила 283-я стрелковая дивизия полковника Василия Коновалова, которая прошла через Новоельню, Дятлово, Накрышки и Большую Волю. Над городом подняли красное знамя.
Ожесточенные бои разворачивались не только на земле, но и в воздухе. Еще 8 июля авиационная разведка сообщила, что на переправе через левый приток Немана, реку Молчадь, скапливается немецкая техника и живая сила противника. Ночью 9 июля советские летчики, совершив сто самолето-вылетов, разбомбили гитлеровцев. Рядом с мужчинами в небе Дятловщины сражались легендарные «ночные ведьмы» — летчицы Таманского авиационного женского полка под командованием Героя Советского Союза Евдокии Бершанской.
10 июля 1944 года, очистив Дятловский район от фашистов и их приспешников, 3-я армия форсировала реку Щара и двинулась дальше, на Белосток.
Легендарный партизанский командир Герой Советского Союза Федор Синичкин в 1941 году, оказавшись с бойцами в глубоком немецком тылу, ходил по деревням, не снимая боевых наград. Узнав о таком бесстрашном человеке, в лес потянулись местные жители, чтобы присоединиться к его отряду.
К весне 1942 года на территории Дятловского района действовали партизанские группы Валентина Битько, Павла Булака, Николая Вахонина, Федора Комарова, Владимира Лебецкого, Василия Пищулина и несколько других, меньшей численности.
Липичанская пуща располагается в Дятловском, Мостовском и Щучинском районах. Сегодня ее площадь превышает 15 тыс. га.
Их именами названы улицы

Ул. Г. Русина
Георгий Русин родился в 1893 году. С отличием окончил народное училище, позже Дятловскую учительскую школу. Работал педагогом, вступил в Компартию Западной Беларуси. После объединения страны был директором школы, инспектором Щучинского райотдела народного просвещения. В 1941 году Георгий Русин, оставшийся на оккупированной территории, становится связным первых партизанских отрядов. По их заданию вернулся в Дятлово, устроился на работу в школу, собирал разведданные. В этом подпольщику помогала дочка Надя, работавшая секретарем-машинисткой в районной управе. Девушка делала дополнительные копии наиболее важных немецких документов, которые передавала отцу. 30 апреля гестапо вышло на след подполья, Русина и его товарищей схватили. После месяца чудовищных пыток 1 июня 1944 года героев-патриотов казнили. Жена и дочь Русина оказались в концентрационном лагере, откуда 9 июля 1944 года их освободили бойцы РККА. Останки замученных подпольщиков перезахоронены на кладбище в Дятлово, в 1968 году на могиле установлен памятник. Имя Георгия Павловича Русина носит улица в районном центре.
Ул. Б. Булата
Борис Адамович Булат родился в 1912 году в Туле. Кадровый офицер. Великую Отечественную войну встретил в звании старшего лейтенанта под Белостоком. 27 июня 1941 года получил тяжелое ранение, лишился кисти правой руки и попал в плен. 12 сентября 1941-го Борис Булат еще с двумя военнопленными бежал в лес. Небольшая группа, обнаружив артиллерийские снаряды, изготовила самодельные мины и сумела подорвать мост с проходившим по нему немецким паровозом. Постепенно партизанский отряд № 3649 (названный по номеру части РККА, где служил Булат) разрастался. К активным действиям партизаны перешли в апреле 1942 года: уничтожили гарнизон в Голынке, разобрали железнодорожное полотно возле деревни Озерницы. В декабре 1942 года отряд Бориса Булата был окружен в районе слияния рек Неман и Щара. Командир принял опасное решение - прорываться в деревне Руда Яворская, где располагался штаб карателей. Операция прошла успешно, была уничтожена почти сотня гитлеровцев. В декабре 1942 года избран начальником штаба Ленинской партизанской бригады. В 1944 году Борису Адамовичу присвоено звание Героя Советского Союза. После войны - на руководящей работе. Так, 22 года Борис Булат был директором кондитерской фабрики «Коммунарка». Умер в Минске в 1984-м. Имя партизана носят улицы в Гродно, Лиде и Дятлово.
Ул. В. Битько
Валентин Степанович Битько родился в 1919 году в Киевской области. Кадровый офицер. Войну встретил в Даугавпилсе в отдельном зенитном дивизионе Прибалтийского особого военного округа. С первых часов войны подразделение Валентина Битько вступило в бой - отражало налеты немецкой авиации, ликвидировало вражеский десант. Позже зенитчики вели огонь уже по наземным целям - идущим валом танкам противника. В бою получил ранение, находился на излечении у местных жителей. После доноса отправлен в лагерь для военнопленных, бежал. Оказался в деревне Вензовец Дятловского района, где установил связь с другими окруженцами, собирал оружие. Именно отряд Валентина Битько отметил Первомай 1942 года удачным разгромом лесопилки у деревни Орля. Позже Валентин Степанович занимался строительством партизанского госпиталя на острове в Липичанской пуще. С апреля 1943 года руководил Ленинским партизанским отрядом. Менее чем за год численность этого подразделения выросла с 80 до 200 человек. Народные мстители даже организовали специальный полигон с элементами железнодорожного полотна, где обучали будущих подрывников. 8 июля 1944 года «ленинцы» соединились с регулярными частями Красной армии. Валентин Битько умер в 1981-м, его имя носят улицы в Дятлово и агрогородке Вензовец.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
БелТа