Евросоюз запретил ввозить в Беларусь одежду «секонд-хенд». Разбираемся, плохо ли это для нашей страны

Евросоюз запретил ввозить в Беларусь одежду «секонд-хенд». Разбираемся, плохо ли это для нашей страны

26 августа 2024 436
Ежегодно в Беларусь ввозится одежды, бывшей в употреблении, на сумму порядка 60-80 миллионов долларов.

На днях в новостях появилась информация, что Европейский союз в своем неуемном желании погубить белорусскую экономику принял очередной пакет санкций. Среди прочего – запрет на поставку из ЕС одежды, бывшей в употреблении, так называемый «секонд-хенд». Давайте разбираться, насколько это плохо для страны, для владельцев торговых точек с этим товаром и для покупателей.

Платья с пятнами и следами губной помады

Скажу честно: у меня роман с этими магазинами как-то не сложился. Впервые заходила туда «на экскурсию» лет пятнадцать назад. Продавец мне предложила новую блузку, которую купить я так и не решилась. Второй раз была там лет пять назад, когда мне понадобилась утепленная жилетка для похода в лес. На одной вещи, которую мне предложили, были проколы от броши, на второй – отчетливые следы губной помады на воротнике. Несмотря на то, что я искала вещь не для выхода в свет, желание покупать там что-то отпало. Самое интересное, что, заглянув на сайт популярного интернет-магазина, нашла там несколько абсолютно новых жилеток и по цене гораздо ниже, чем мне предлагали в секонде. Выбор был очевиден. И в третий раз прошлась уже по нескольким магазинам теперь, когда почитала новости про санкции. Ажиотажа нет: один-два покупателя, чаще всего скучающие продавцы в гордом одиночестве смотрят сериалы.

Я люблю красивые вещи, но никогда не покупаю брендовых. Приличной и качественной одежды достаточно много как у белорусских, так и российских производителей, в том числе и частных. Так вот, при рассмотрении представленного товара возникло некоторое удивление: если на мой вкус и было за что там зацепиться взгляду, то цена, с пониманием того, что эту одежду кто-то носил, явно была немаленькая. А когда стали попадаться платья с пятнами на подоле и подмышках, даже ценой не интересовалась. Потому что ничего, кроме чувства брезгливости, эти вещи не вызывают. 

В погоне за брендами

Довелось услышать мнение покупателей, что лучше тут купить за рубль брендовую майку, чем отечественную за десять. Но ведь эта рублевая вещь уже ношеная! Неизвестно кем. Неизвестно, чем потом ее обрабатывали. Новая отечественная вещь будет дороже. Во-первых, потому что она новая. Во-вторых, она соответствует всем нормам качества и безопасности для здоровья. И да, это стоит денег.

Узнала одну молодежную «фишку». Оказывается, некоторые скупают те самые брендовые вещи, а потом перепродают их в несколько раз дороже. 

В связи с этим возникает вопрос: неужели брендовая шмотка – это все, чем вы можете гордиться? А где ваш интеллект, где индивидуальность?! Ведь при приеме на работу будут рассматривать вашу кандидатуру, ваши профессиональные качества, а не юбку.

Давать вещам вторую жизнь в Европе – модно 

Оказывается, в настоящее время есть мировой тренд на вторичное потребление. Давать вещам вторую жизнь – это модно. В той же Польше стали популярны вещи «с историей». 

Вот тут я не понимаю логику от слова «совсем». Если бы речь шла о старинной или не очень мебели, предметах интерьера, посуде… Но поношенная одежда двадцатилетней давности! Тут уже напрашивается вопрос: а все ли хорошо с легкой промышленностью в Европе, если они начали внедрять такие идеи в массы собственного народа? И не хотят ли они таким образом (через санкции) оставить этот товар у себя?

Кстати, в узких кругах поговаривают, что идею введения санкций на секонд европейцам подсказали наши беглые. Расчет их прост: бедные белорусы, которые не могут купить себе одежду в магазине, лишившись единственной возможности одеваться, восстанут против «режима Лукашенко» и пополнят ряды недовольных. Поживая на налоги европейских налогоплательщиков, они не знают, что покупатели белорусских магазинов «секонд-хенд» -- это довольно разношерстная публика – каждый со своей правдой, но далеко не всегда голый и босой.

Что касается владельцев этих магазинов, то из разговора с ними становится ясно: из устоявшейся зоны комфорта санкции их выведут. На некоторое время. Во-первых, имея несколько точек, будет оценена их рентабельность и сеть будет оптимизирована. Это нормально, так всегда бывает в бизнесе. И сложившаяся ситуация – всего лишь повод пересмотреть и привести в порядок свое дело. Во-вторых, тот же секонд вполне можно закупать в дружественных нам странах. Ну, а привычный им европейский тоже будет, только цепочка поступления его станет чуть длиннее. Да, это несколько увеличит цену, но далеко не в разы. Так что никто закрывать свой бизнес не собирается, если до этого момента не планировал заняться чем-то другим.

Некоторые неплохо наживались

По экспертным оценкам, до настоящего времени доля товаров «second hand» в общем объеме потребления одежды составляла около 35 процентов. В розницу их продавали порядка 2,8 тысячи торговых объектов, в числе которых – и интернет-магазины.

По данным Белстата, ежегодно в Беларусь ввозится одежды, бывшей в употреблении, на сумму порядка 60-80 миллионов долларов. Продается на сумму до 70 миллионов долларов, а остальное уходит на реэкспорт.

На уровне ЕАЭС установлен невысокий тариф на импорт «second hand» – 15 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 килограмм, что позволяет относительно дешево ввозить и выпускать на рынок данные товары. Пользуясь этой возможностью, отдельные белорусские дельцы весьма неплохо наживались на торговле одеждой б/у. Дело в том, что при ввозе в Беларусь они декларировали товары как «second hand» (по заниженной стоимости), чтобы платить таможенные пошлины по минимальному тарифу. 

В 2023 году ГТК Беларуси совместно с концерном «Беллегпром» провел контрольные мероприятия в отношении 4 фур с товарами типа «second hand». Поштучная сортировка выявила, что порядка 80 процентов из них – новые товары типа «сток», но никак не б/у товары.

Комментарий о сложившейся ситуации пресс-секретаря Министерства иностранных дел Анатолия Глаза: «Евросоюз, принимая такое решение, не учел тот факт, что в Беларуси хорошо развита отрасль собственной легкой промышленности, товары которой не уступают мировым аналогам по качеству, имеют все необходимые сертификаты безопасности, а также реализуются по доступным ценам. Запрет ЕС на поставку в Беларусь товаров «second hand» создаст предпосылки для дальнейшего развития национального производства, сотрудничества с дружественными странами и сократит объемы импорта небезопасной продукции из ряда стран Европы и США».

Так что бояться нечего. Голыми и босыми мы не останемся. Где-то еще и выиграем. Что касается моего личного отношения к подержанной одежде – ни в коем случае его не навязываю и не стремлюсь обидеть завсегдатаев этих магазинов. Просто предлагаю альтернативную точку зрения в рамках сложившейся ситуации.

Гродненская Правда