Какие товары чаще всего по интернету заказывают белорусы? Что выдает продавцов-нелегалов? Рассказывает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик.

Преимущества и недостатки
На начало 2023 года в стране зарегистрировано почти 30 тысяч интернет-магазинов, причем более 1 тысячи из них появилось в 2022-м.– Безусловно, все они разные – есть крупные и специализирующиеся на определенных видах товаров. Тем не менее эта форма торговли очень активно развивается. Из всех зарегистрированных интернет-магазинов 49% принадлежит юридическим лицам, а остальные 50,7% – индивидуальным предпринимателям, – заявила Инна Гаврильчик.
Она отметила, что наряду с массой плюсов, у такой формы торговли есть и недостатки. Например, отсутствие личного контакта с продавцом, что повышает уязвимость покупателя, – в интернет-среде часто встречаются недобросовестные торговые практики.
Тем не менее, уверена специалист, онлайн-магазинов появится больше.
– Интернет-торговля будет расти, но не очень большими темпами, поскольку рынок насыщается и у него есть свой предел. Возможно, будет меняться его структура, а магазины станут в основном специализированными. С другой стороны, прослеживается тенденция создания маркетплейсов – площадок, на которых много интернет-магазинов и продавцов. Уже есть необходимость дополнительного правового регулирования, а также определения круга прав и обязанностей между маркетплейсами и самими интернет-продавцами, – подчеркнула начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Загляните в реестр
Инна Гаврильчик подчеркнула: еще до совершения покупки стоит проверить, есть ли выбранный интернет-магазин в торговом реестре (размещен на сайте МАРТ). Особенно должно насторожить, если продавец выставляет на товар очень низкие цены. Так обычно поступают нелегальные интернет-магазины, чтобы привлечь внимание покупателей.– Если торговая площадка есть в этом перечне, то с большой вероятностью она работает в правовом поле и потребители вряд ли столкнутся с неприятными последствиями. В торговом реестре есть название сайта, организации либо индивидуального предпринимателя, которому принадлежит интернет-магазин, а также его местонахождение. Это означает, что покупатель сможет найти адрес, по которому необходимо обратиться в случае возникновения проблем с товаром. Если же нужного вам магазина в торговом реестре нет, скорее всего, при проблемах с товаром в общении с продавцом могут возникнуть сложности, – подчеркнула специалист.
В чем риск покупок в соцсетях?
Она обратила внимание на нарушения при покупке товаров в социальных сетях и выделила этот сегмент в отдельную группу.– Совершение таких покупок не подпадает под закон «О защите прав потребителей». Как правило, одно физическое лицо покупает товар у другого, которое в большинстве случаев ведет нелегальную предпринимательскую деятельность. Она не относится к ремесленникам и самозанятым. Продавцы интернет-магазинов и субъекты торговли не имеют права продавать товары через социальные сети, а могут их только рекламировать, – заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Говоря о рисках покупок в социальных сетях, она выделила сокрытие информации о продавце, отсутствие связи с ним после оплаты товара, отсутствие возможности предъявить претензию, вернуть товар или деньги, уклонение от рассмотрения законных требований потребителя и возврата денег за некачественный товар, доставка товара, не соответствующего описанию в интернет-магазине, а также отказ курьера продемонстрировать качество товара.
БелТА+