
В Гродненском областном суде рассказали об уголовных делах, связанных с нарушением правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств. Количество транспорта на дорогах области с каждым годом растет, а вместе с этим аварийность. Правительство принимает комплекс мер по улучшению безопасности на дорогах, однако статистика ДТП остается высокой. Судья Гродненского областного суда Руслан Гурин рассказал корреспонденту «ГП» о судебной практике по таким уголовным делам.
О статистике
Согласно статистическим данным, в 2024 году наблюдался рост количества дел, связанных с нарушением правил дорожного движения и правил эксплуатации авто. Так, в минувшем году районными судами области было рассмотрено 50 уголовных дел данной категории, осуждено 43 лица, 1 человек оправдан, в отношении 6 – дела прекращены. К слову, в 2023 году было рассмотрено 42 таких дела, осуждено 32 лица, в отношении 10 лиц уголовные дела прекращены.
Большинству осужденных за данные преступления судами назначалось наказание в виде ограничения свободы. Такую санкцию в 2024 году применили в отношении 27 лиц.
Ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа назначено 23 лицам, 4 человека будут отбывать назначенное судом наказание в исправительном учреждении открытого типа.
Наказание в виде лишения свободы на определенный срок применили к 9 лицам.
– Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, в 2024 году назначено 35 осужденным. Например, не смогут управлять автомобилем в течение 5 лет 23 человека, 6 лет – два. Один осужденный, управлявший угнанным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и совершивший наезд на пешехода, который от полученных телесных повреждений скончался, не сможет сесть за руль 8 лет, – отметил Руслан Гурин.
Социальный портрет нарушителя
В Гродненском областном суде составили социальный портрет нарушителя на основе социально-криминологической характеристики лиц, совершивших преступления. Анализ свидетельствует, что в большинстве случаев происшествия совершали мужчины в молодом и среднем возрасте. Почти половина осужденных в возрасте 30-49 лет, далее идут нарушители в возрасте 50 лет и старше.

Преступления, как правило, совершались лицами, имеющими среднее, среднее специальное и профессионально-техническое образование, трудоустроенными, состоящими в браке, ранее привлеченными к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, управляющими в большинстве случаев легковым автомобилем.
– Причинами ДТП являлись различные нарушения ПДД и ПЭТС. Имело место превышение скорости с последующим столкновением с другим транспортным средством, наездом на пешехода или препятствие. Одной из причин ДТП также явилось управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, – подчеркнул Руслан Гурин.
Уголовная ответственность за нарушение ПДД или ПЭТС предусмотрена ст.317 УК Республики Беларусь. Превысил скорость, нарушил правила обгона, остановки или маневрирования, проигнорировал знаки и сигналы светофора, осуществил маневр без соблюдения безопасного расстояния и так далее – все является нарушением правил дорожного движения. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств зачастую связано с допуском технически неисправного транспортного средства к участию в дорожном движении, в несоблюдении правил перевозки пассажиров и грузов. С учетом этого в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу необходимо правильно установить, какие пункты ПДД нарушил водитель.
Потерял пассажира по дороге
Судья привел несколько примеров из практики. Так, мужчина нарушил требования ПДД: при движении по гравийной автодороге не обеспечил безопасные условия перевозки пассажира и создал опасность для движения, перевозя вне кабины трактора на бортовой платформе кузова несовершеннолетнего ребенка, вследствие чего последний выпал из кузова трактора на проезжую часть. В результате потерпевшему были причинены тяжкие телесные повреждения.
В другом случае гражданин, сознательно нарушая установленные правила безопасности, управлял автомобилем VAZ в состоянии алкогольного опьянения. При движении по автодороге в Гродненском районе не справился с управлением транспортным средством, съехал за пределы проезжей части в поле и остановился. Далее начал движение задним ходом, при этом зная и имея возможность наблюдать находившегося позади автомобиля потерпевшего. Последний пытался вытолкать застрявший автомобиль. По причине невнимательности и алкогольного опьянения обвиняемый, двигаясь задним ходом, наехал на потерпевшего и переехал его. В результате ДТП пострадавшему были причинены тяжкие телесные повреждения.
Профилактическая работа
Гродненским областным судом предпринимается ряд профилактических мер, направленных на минимизацию преступлений указанной категории. По мере возможности такие дела рассматриваются районными судами в выездных судебных заседаниях. Это позволяет на примерах показывать всю полноту ответственности за содеянное.
Так, например, в 2024 году в выездном судебном заседании в одном из открытых акционерных обществ было рассмотрено уголовное дело в отношении водителя, по вине которого в гараже механических мастерских общества произошло ДТП.
Уточним, что обвиняемый не поставил рычаг переключения передач в нейтральное положение перед запуском двигателя автомобиля МАЗ, не убедился в нахождении рычага в нейтральном положении. Завел двигатель при включенной передаче, отчего автомобиль МАЗ пришел в движение в гараже, и наехал на заднюю часть автомобиля GAZ. На переднем бампере подбитого авто находился потерпевший, осуществлявший ремонт автомобиля. В результате наезда потерпевшему были причинены тяжкие телесные повреждения.
Приговором суда обвиняемый признан виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения. На основании ч.2 ст.317 УК ему назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 2 года без направления в исправительное учреждение открытого типа с лишением права управления всеми видами транспортных средств на срок 2 года.
На постоянной основе дела указанной категории освещаются в средствах массовой информации.
В целях профилактики судьи также выступают с лекциями в трудовых коллективах, в ходе которых обращают внимание участников дорожного движения на необходимость неукоснительного соблюдения ПДД и ПЭТС.
– Для предотвращения аварии необходимо строго соблюдать правила дорожного движения, поддерживать техническое состояние транспортного средства и быть внимательными за рулем. Совместными усилиями водителей, государства и общества мы можем сделать дороги безопаснее для всех участников, – сказал в заключение Руслан Гурин.

ЦИФРА
В минувшем году районными судами области было рассмотрено:
- 50 уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств.
- 43 лица осуждено.
- 1 человек оправдан.
По информации Госавтоинспекции области, в 2024 году на Гродненщине было зарегистрировано более 5 тысяч ДТП с материальным ущербом. За прошедший год произошло 339 происшествий на дороге, в которых погибло 44 человека. Порядка 360 человек получили травмы. Чаще всего в ДТП попадали транспортные средства марки «Фольксваген».
К слову, на территории области на начало 2025 года было зарегистрировано более полумиллиона транспортных средств.
– Также отдельной категорией происшествий являются ДТП с участием пешеходов. В минувшем году произошло 96 аварий такой направленности, в которых 11 человек погибли и 86 были ранены, – отметил начальник областной Госавтоинспекции Гродненщины Геннадий Белявский. – Наиболее серьезные ДТП происходят по причине нарушений правил обгона и выезда на встречную полосу, превышения скоростного режима, без права управления и в состоянии алкогольного опьянения.
Так, смертельное ДТП произошло в Лидском районе. «Шкода» врезалась в автомобиль дорожной службы на 194-м километре автодороги М6 вблизи деревни Шпильки – произошло столкновение автомобилей «Шкода» и ГАЗ. 44-летний водитель иномарки двигался в сторону Минска, по крайней левой полосе стал опережать большегруз и допустил столкновение со стоявшей в ней машиной прикрытия работников дорожной службы, которые осуществляли обслуживание бетонных блоков на разделительной полосе. В результате ДТП водитель «Шкоды» погиб на месте, люди, находившиеся в салоне ГАЗа и у разделительной полосы, не пострадали.
Еще один случай в прошедшем году также произошел на автодороге М6 Минск-Гродно в Лидском районе вблизи деревни Бискупцы. Водитель автомобиля Opel при движении со стороны Минска в сторону Гродно не справился с управлением и совершил наезд на дорожное ограждение. Затем автомобиль съехал в кювет и опрокинулся. В автомобиле находились шесть человек. Четверо погибли, из них двое несовершеннолетних.
Гродненская правда