Памятный знак «Уязная брама» открыли в день празднования 975-летия первого летописного упоминания города Новогрудка.
Председатель Новогрудского районного исполнительного комитета Сергей Федченко, заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Лискович и помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Брестской области Анатолий Маркевич и скульптор Геннадий Буралкин торжественно открыли памятный знак «Уязная брама в день празднования 975-летия первого летописного упоминания города Новогрудка.
Автор "Уязной брамы", скульптор Геннадий Буралкин:
– Сегодня очень торжественный день – город Новогрудок отмечает свой юбилей. Всех новогрудчан и гостей поздравляю с праздником и выражаю слова благодарности руководству района и всем, кто принял непосредственное участие в возведении "Уязной брамы". Барельефы с разными изображениями и текстами символизируют листы летописи. И все желающие смогут ознакомиться с основными страницами истории славного города Новогрудка.
Сама идея об установлении в нашем городе памятного знака возникла пять лет назад. Подобная въездная брама (арка) в Новогрудке была построена в 1929 году по случаю приезда в город Президента Польской Республики Игнатия Мосцицкого. Правда, находилась она над дорогой при въезде в Новогрудок со стороны Барановичей. Современная "Уязная брама" – это символ памяти, которая отражает богатое историческое и культурное наследие нашего города.
В апреле у въездных ворот была установлена скульптура «Защитник города». Бронзового рыцаря высотой 3 метра и весом чуть больше тонны сделал белорусский скульптор Геннадий Буралкин. Он же руководил всем процессом установки защитника, который является частью памятного знака. Также внутри брамы установлены ворота, которые изготовлены по эскизам Геннадия Буралкина на Новогрудском заводе металлоизделий.
Если говорить в общем, то в древние времена ворота занимали важное место в жизни городов. Здесь велась торговля, проходили суды и собрания, заключались сделки, проходили праздники. Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Вступление в город через ворота символизировало военный триумф. Отсюда возникла традиция строительства триумфальных арок, которые являются символическими воротами.
Ольга Писар, «НЖ»