В современном цифровом мире киберпреступность становится все более распространенным и опасным явлением. Несмотря на комплексную работу всех заинтересованных ведомств, с каждым днем растет число преступлений, совершаемых с использованием современных технологий. Для того, чтобы помочь нашим читателям лучше понять суть киберпреступности, ее последствия и способы защиты от нее, редакция «НовоМедиаКомпания» запустила проект «Киберпреступность: обман виртуальный – последствия реальные». В новой статье я расскажу вам о том, как киберпреступники пытались обмануть меня, а также поделюсь историями новогрудчан, которые также столкнулись с телефонными мошенниками.
Киберпреступники – это подготовленные профессионалы, которые постоянно совершенствуют свои методы выкачивания денег, придумывают все новые способы обмана. Как отличные психологи, они умело находят слабые стороны человека, знают, как и на какие триггеры воздействовать, чтобы подчинить волю потенциальной жертвы, заставить им верить. Иначе бы у мошенников не получалось обманывать людей. Это целый бизнес. Ежедневно в ловушки киберпреступников попадаются сотни тысяч человек. И если вы один из пострадавших, не надо считать себя глупым. На самом деле вас просто застали врасплох, и, увы, это может случиться с каждым.
Испытано на себе
В моем окружении немало людей, которым хотя бы раз звонили мошенники. Точнее сказать, наверное, нет таких, кого бы киберпреступники не пытались обмануть. И в некоторых случаях у них это даже удавалось. А вот мне долгое время подобные звонки не поступали вообще, и я как человек любопытный с нетерпением ждала, когда же преступники заинтересуются моей скромной персоной. Очень хотелось понять, как это работает. И вот наконец произошло!
Первый звонок от мошенников мне поступил в 2022 году. В то время я уже работала корреспондентом в газете и не раз писала про самые распространенные способы обмана. Я даже мысленно прокручивала разные ситуации, думала, что бы говорила, если бы мне позвонили.
Звонок в мессенджере Viber раздался во время рабочего дня. Я ответила. На том конце провода мне сообщили, что звонят мне со службы собственной безопасности одного из белорусских банков. Мужчина с приятным голосом назвал свое имя и фамилию. А дальше как по писаному, не давая мне опомниться и вставить хоть слово, «сотрудник» службы безопасности (буду называть его Лжедмитрий) стал задавать мне вопросы, не теряла ли я свой паспорт, не передавала ли его третьим лицам, знакома ли я с каким-то конкретным гражданином, оформляла ли на кого-нибудь доверенность, брала ли кредиты, какие и где у меня вклады, сколько я зарабатываю. После каждого заданного вопроса звонивший уточнял, хорошо ли я его поняла. Видимо, это было какое-то кодовое слово, своего рода гипноз, которым пытались воздействовать на мое подсознание. И вот «вишенка на торте» – мне сообщают, что буквально прямо на мое имя оформляют кредит на сумму 5 тысяч белорусских рублей. Тем временем бойкий собеседник продолжает «попытка оформить кредит была зафиксирована с Вилейки. Вы же не там живете?»
Смутившись от такого напора, растерянно отвечаю: «Нет...». А в голове уже начинают безумно крутиться мысли «а вдруг то, что мне говорят, это правда? Что я буду делать, если на мое имя возьмут кредит? Как я буду платить?» И здесь заботливый Лжедмитрий предлагает мне свою помощь. Все, что от меня требуется, – сообщить ему номер счета и мои паспортные данные. И, как только он убедится, что я – это действительно я, он заблокирует данную операцию.
После этой фразы мой разум, как по мановению волшебной палочки, вышел из состояния ступора и включился окончательно. Благодарю «сотрудника» службы безопасности за бдительность и сбрасываю вызов.
На этом мой собеседник не остановился. Он позвонил и снова начал оказывать на меня давление. Но как только я сказала, что уже иду в ближайшее отделение банка, чтобы разобраться с происходящим на месте, от хорошего и внимательного собеседника не осталось и намека. Лжедмитрий обрушил на меня шквал оскорблений.
Снова кладу трубку и для своего спокойствия сама звоню в настоящую службу поддержки банка по единому номеру, известному каждому клиенту. В службе поддержки мне сказали, что я могу быть спокойна – никакой кредит на мое имя взять не пытаются. Кроме того, пояснили, что настоящий сотрудник банка никогда не будет интересоваться состоянием счета, номерами карт, договоров и подобной информацией.
Убеждаюсь окончательно, что меня просто пытались обмануть. И я почти поверила мошенникам. А сколько людей верит точно! Называют номера, коды, пароли и потом лишаются своих же сбережений…
В общем, первый блин чуть не вышел комом. Зато, чудом не оказавшись на удочке у мошенников, я удовлетворила свое любопытство. Не зря говорят, что оно до добра не доведет.
История одного обмана
Вы когда-нибудь побеждали в розыгрыше, не участвуя в нем? А такое случается! Одна моя родственница так выиграла скидку 70% на современный робот-пылесос, в подарок к которому шел еще и фен! «Вот это удача!» – подумала она. Но как бы не так! Чуда не произошло, а моя родственница лишилась денег.
Началась эта история с плохим концом также с телефонного звонка. Татьяне Ивановой (имя и фамилия изменены) позвонили и сообщили, что она стала победителем розыгрыша и получает скидку 70% на робот-пылесос. По условиям акции данная покупка с пересылкой обойдется ей всего в 210 белорусских рублей. К тому же моей родственнице пообещали еще один подарок – стильный фен.
– С первых минут телефонный звонок ввел меня в ступор, потому что я не делала никаких покупок в интернет-магазине, представитель которого мне звонил. Поэтому я поинтересовалась, что конкретно я у них покупала и когда это было. На мой вопрос молодой человек (консультант) ответил, что попасть в клиентскую базу магазина и принять участие в розыгрыше можно даже если ты просто смотрел товары на сайте, – рассказала Татьяна Иванова. – Обычно я понимаю, что такие «горячие» предложения – откровенный «развод», но в тот раз мошенники даже не дали мне опомниться. Консультант без остановки рассказывал красивую «сказку» о том, как мне повезло и какой этот робот-пылесос хорош в работе. От рассказов мой разум как будто затуманился, я даже не вслушивалась в детали сделки. И в итоге, недолго думая, согласилась.
Через несколько дней моей родственнице пришло сообщение, что заказ доставлен на почту. Она на всех скоростях помчала за долгожданной посылкой.
– Открыв в спешке коробку, удивилась: пылесос был совсем небольшого размера, фен выглядел нормально. Решила, что внимательно рассмотрю покупки дома. Там меня и ждало самое большое разочарование, – вспоминает Татьяна Иванова. – На деле же оказалось, что это «недоразумение» вообще нельзя назвать пылесосом. Скорее детской игрушкой из дешевого пластика, которая просто ездила по полу. А вот подарок (фен) оказался даже исправным, но использовать его я не рискнула.
После происшествия женщина несколько раз пыталась дозвониться по номеру, с которого ей поступил звонок. Однако там срабатывал автоответчик. Тогда она поняла, что стала жертвой мошенников, но заявление в милицию писать не стала, решила поскорее забыть эту ужасную историю. Допущенные ошибки Татьяна Иванова проанализировала и на будущее решила: перед тем как совершить покупку, искать необходимый товар на разных площадках, чтобы не только сравнить цену, но и ознакомиться с отзывами о продавце. К тому же сейчас женщина доверяет только магазинам, где есть возможность заказать самовывоз товара.
В Новогрудском РОВД говорят, что это старая схема обмана. Чаще всего участники таких «розыгрышей» ничего не получают, либо получают непонятно что. Правоохранители советуют избегать подобных разговоров. В таком случае мошенники не смогут оказать на вас влияние. Спокойно выслушайте их предложение, скажите, что подумаете, а потом положите трубку и проверьте информацию в интернете. Лучше зайдите на проверенный сайт, изучите все предложения и самостоятельно сделайте заказ.
«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |