
Деревня Куписк – поселение, расположившееся вдоль Немана, деревня с богатым наследием и сложной историей. В каждом уголке нашей Родины помнят о том, как в бессильной злости фашисты стремились сломать наш народ, поставить его на колени, сделать людей рабами, запугать их огнем, голодом, муками ... Не исключение и деревня Куписк. Еще в 1941 году местным жителям довелось услышать гул самолетов, ощутить ужасы бомбежки.

Бомбили мосты везде, в том числе и в Куписке.
26 июня в деревне появились немцы. Мобилизацию не провели – не успели. Вот и остались мужчины под оккупацией. Кого вывезли, кто в партизаны ушел, а кто и в полицаи. Молодежь в основном вывозили в Германию.
Баба Шура, как звали ее сельчане, вспоминала: «Забрали и увезли. Мы плакали, мама плакала, никто ни на кого не смотрел. Бросили, как котят, на машину».
Немцы, конечно, устанавливали свой порядок в деревне. Была самооборона. Перестрелки возникали часто. А потом всю деревню сожгли. Но до этого жгли выборочно дома. И таких немецких вылазок было немало, по два-три дома жгли. Некоторые люди спасались в подвале.
Вообще, до войны было 212 домов в Куписке.
По воспоминаниям местной жительницы Надежды Романчик, первым сгорело здание школы, которое когда-то строили сами крестьяне. Сожгли партизаны, чтобы предотвратить появление в деревне немецкого гарнизона. Но все же этот проклятый, как говорили купичане, гарнизон образовался. Располагался он в броваре посредине деревни, напротив моста.
Это была настоящая крепость, построенная крепко, как и те блиндажи времен Первой мировой войны. Площадка эта поворачивалась во все стороны. Говорили, что в огромные ящики насыпано было много патронов. Часовые, или как их можно было назвать, стреляли часто.
16 июня 1944 партизаны отряда «Октябрь» вступили в бой с гитлеровцами в деревне Куписк. Наступали со стороны Налибокской пущи. Не передать словами, какой ужас пережили купичане за три недели до освобождения деревни.
Из воспоминаний Надежды Романчик известно, что утром всех разбудили выстрелы. Долгое время шла стрельба, потом стало разлетаться стекло в окнах, начали по дому летать пули. Отец Надежды, мама и еще трое детей выползли из комнаты в кухню, лежали на полу между двумя печами. Слышали, как из-за Немана на пастбище раздавались крики «Ура!» Залпы – и снова тихо. Тогда они начали выбираться из дома, так как увидели, что горит деревня. И к их жилищу огонь приближается. Крыши домов были соломенные, дома стояли рядом.
Немцы же по подземному тоннелю перешли в блиндаж. Партизаны засыпали его гранатами.
Куписский бой отдельной строкой вошел в историю из-за героического поступка юного партизана отряда «Октябрь» Михаила Белуша, который бросился на дзот и закрыл амбразуру своим телом. Его вместе с еще одним партизаном Владимиром Седлецким похоронили местные жители на деревенском кладбище.
Деревня Куписк сгорела уже перед самым освобождением, в июне 1944 года. Из 212 домов осталось только 12, в основном только те, что были покрыты не соломой, а гонтом или жестью. Вообще, убито и сожжено немецкими оккупантами 29 человек. А некоторые жители говорят, что было убито 33 человека. На фронтах и в партизанской борьбе погибли 69 сельчан. Несколько сотен людей остались без крыши над головой.
В урочище Цмейная в километрах восемь от Куписка уродили в 1944 г. бруснику. Варили в горшках без сахара на костре и ели с молодой картошкой. Так вкусно было! На полях было зерно, росла картошка, овощи. Первое, за что взялись крестьяне – это постройка подновесов для зерна, затем копали землянки, лет 2-3 жили у них в холоде и голоде.
Наименее пострадала Подолешница, часть деревни, которая дальше всего находилась от винокурни. Таисия Аркадьевна Корженевская вспоминала, что возле них целыми остались только три дома. Ей было всего пять лет, поэтому не понимала всего горя, которое переживали ее односельчане. Помнит только, как с землянки возвращались на пепелище, разгребали завалы, искали елочные игрушки, кстати, находили много целых.
Рядом с бывшей пивоварней сейчас живет семья Бориса Веевника.
– Еще за царским временем была построена каменная, с толстыми стенами пивоварня. Во дворе был каменный сарай, а через улицу находился блиндаж, который сохранился с Первой мировой войны. Так они тоннелями под землей соединили эти три объекта. На крыше дома была построена какая-то клетка с площадкой, где стоял пулемет, – рассказывает Борис Николаевич. – Много мирных людей положили немцы. 200 домов сожгли. Горели дома с обеих сторон Куписка. Осталось только несколько домов. В землянках жили. Сложно было восстанавливать. Неман помогал строиться, по нему сплавляли лес из Налибокской пущи. В моем сарае еще несколько лет назад были бойницы. Со временем разобрал их, перестроил все.
Число жертв за период Великой Отечественной войны на белорусских землях чрезвычайно велико. Куписк не один в списке деревень Новогрудчины, которые пылали в огне в годы Великой Отечественной войны. Также были сожжены немецко-фашистскими захватчиками Ятра, Колмаковщина, Заполье, Туличево, Поздерева, Ольховка, Отминово, Молочки, Детомля, Пудина, Низовцы, Раховец, Бор, Понемонь, Каменка. И список на этом не заканчивается. Всего в нем более 50 населенных пунктов района.
Марина Левша, учитель Любчанской средней школы имени Л. П. Сечко, уроженка д. Куписк
«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |