По большому счету
Мошенничество с помощью телефонной инженерии по-прежнему остается основным каналом действий злоумышленников. Киберпреступники звонят в мессенджерах, представляются должностными лицами и активно используют методы психологического воздействия на человека – злоупотребляют человеческими эмоциями и чувствами, такими как страх, жадность, сострадание. Как отмечает директор Центра банковских услуг №416 ОАО «АСБ Беларусбанк» Сергей Русак, находясь под влиянием мошенников, жертвы сами переводят все свои сбережения злоумышленникам, а если средств нет – берут кредиты на большие суммы.
– Одна из самых популярных схем мошенничества, когда злоумышленник звонит жертве и называет себя сотрудником правоохранительных органов. Человеку говорят, что на его имя пытались взять кредит, но эту попытку якобы предотвратили. Теперь же нужна помощь, чтобы поймать преступника. Злоумышленники просят потенциальную жертву помочь вывести недобросовестных сотрудников банка на чистую воду и поучаствовать в спецоперации. При этом мошенники называют жертву по имени и отчеству, а также сообщают другую личную информацию, ссылаются на статьи Уголовного кодекса, могут прислать документы с печатями, – рассказал Сергей Саввович. – При этом мошенники постоянно торопят жертву, подчеркивают, насколько важное то, о чем они говорят, призывают не вешать трубку и стараются как можно дольше удерживать человека на линии, чтобы он не мог в спокойной обстановке осмыслить происходящее и посоветоваться с близкими. В результате часто излишняя доверчивость граждан приводит к тому, что они берут в кредит большие суммы (на сколько хватает платежеспособности по кредиту), а потом лишаются всех этих денег, переведя их на неизвестный счет.
Проинформирован – значит защищен
По словам Сергея Савовича, сотрудники Беларусбанка не менее граждан заинтересованы в борьбе с мошенниками. Разработан целый ряд мер, направленных на то, чтобы помочь человеку не оказаться в сетях киберпреступников.
– Наши сотрудники стараются еще на стадии оформления документов выявить случаи, когда человек поддается манипуляциям мошенников. Есть примеры, когда сотрудники предполагают, что клиент, решивший оформить кредит, находится под давлением. С таким человеком проводятся разговоры, ему объясняют, что мошенники придумывают множество схем, а также предупреждают о том, что он может лишиться денег, которые берет в кредит, а выплачивать их банку будет еще очень долго. Некоторые приходят в себя и отменяют операции, – делится С. Русак. – Стараемся мы защитить и самую уязвимую категорию людей – пенсионеров. Лицам пенсионного возраста кредит зачисляется через день. За сутки человек может переосмыслить ситуацию, дать оценку своим действиям.
Как показывает практика, самой простой и действенной мерой противодействия киберпреступникам является информирование клиентов о наиболее типичных схемах мошенничества. Каждому клиенту сотрудники банка предлагают ознакомиться с памятками, в которых отражены самые популярные уловки мошенников, шаблоны преступных схем и другая полезная информация.
– В каждом пакете документов есть анкета, которую клиенту необходимо прочитать и поставить свою подпись как свидетельство того, что с информацией он ознакомлен и берет кредит для себя, а не для нужд неизвестного ему человека. Также, исходя из того, какой оборот набрали мошеннические действия, в беседе с клиентом сотрудники банка задают соответствующие вопросы, интересуются, с какой целью человек берет кредит, уточняют, не звонили ли неизвестные граждане, не устанавливали ли какое-либо приложение по чьей-либо просьбе. Это делается, чтобы напомнить клиентам о существовании опасности стать жертвами киберпреступников, – продолжает мой собеседник. – Здорово, когда разговоры и информирование клиентов при помощи памяток помогают. За шесть месяцев этого года наши сотрудники на стадии оформления кредита смогли выявить несколько случаев, когда человек находился под воздействием мошенников. Однако помочь людям удается не всегда.
Трудности убеждения
О преступных схемах мошенников, которые вынуждают граждан брать кредиты на большие суммы, ведущий специалист по продаже розничных банковских продуктов Светлана Дергачева (на снимке) знает многое. На своей должности она работает уже 6 лет и отмечает, что в последние 2-3 года количество мошенничеств значительно увеличилось.
⤓ Не поверите, но далеко не по каждому клиенту видно, что он находится под воздействием мошенников. Конечно, чаще всего потенциальные жертвы выдают себя поведением: нервничают, спешат, выходят позвонить, путаются в информации. Но бывают и те, кто держится уверенно, отвечает на все вопросы. Глядя на таких людей, трудно поверить, что они берут кредит не для себя, – рассказала Светлана Владимировна. – Например, был такой случай, когда за кредитом обратился обычный сельский работник. Мужчина долго рассказывал, что берет кредит, чтобы помочь сыну купить машину, даже марку машины называл. Поведение его было спокойным, не вызывало сомнений. Он подписал анкету о действиях мошенников, но я предложила ему более подробно ознакомиться с памятками, пока оформляю документы. Сразу он не придавал написанному в памятке никакого значения, но потом увидел там информацию о способе мошенничества, которым пытались обмануть его, и одумался. Так что эта история получилась с хорошим финалом.
По словам сотрудника банка, мошенники умело обрабатывают жертву, придумывают ей настоящую легенду. Чаще всего клиенты, которые приходят взять кредит под воздействием мошенников, говорят, что деньги им нужны на свадьбу детям, на покупку машины и т.д.
В тему:
Беларусбанк рекомендует, если в мессенджерах звонят неизвестные и представляются, например, сотрудниками банка, налоговой инспекции, правоохранительных органов или представителями какого-то государственного органа, немедленно прервать разговор, на каком бы основании вам ни звонили.
Самое главное в любой ситуации – сохранять спокойствие и холодный ум. Не следует немедленно следовать инструкциям, указанным по телефону, лучше повесить трубку и позвонить в свой банк по официальному номеру самостоятельно. Позвонить в банк можно и в том случае, если после звонка злоумышленника вы переживаете, что неизвестные оформляют на вас кредит или проводят какие-либо операции с вашим счетом.
Важно также рассказывать о происходящем близким – вместе можно оценить ситуацию и не попасться на уловки мошенников. Также следует информировать о новых схемах мошенничества своих пожилых родственников, поскольку они являются самой доверчивой и, соответственно, беззащитной группой населения.
«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |