У Екатерины Белуш жизнь стремительно ускорила ритм еще в начале июня. На тот момент молодой доктор только год поработала на участке после отпуска по уходу за ребенком. О предыдущей респираторной пандемии таких масштабов («испанке»), охватившей мир сто лет назад, знала, как и все, по книгам. И вот – пришлось на практике отрабатывать действия в период особо опасных инфекций.
– Не могу сказать, что мое решение помогать пациентам с ковид-инфекцией в семье восприняли с большим энтузиазмом – год назад весь мир был встревожен опасным, не до конца изученным вирусом. Но я была абсолютно уверена, что поступаю правильно, – убедила и родных, – рассказывает Екатерина Леонидовна. – Меня трудности не пугают, а подталкивают к профессиональному росту. Это же интересно – выйти за пределы известного и испытать себя, приобрести ценный опыт работы с неизвестной инфекцией, увидеть различия в течении болезни у разных пациентов, оценить динамику, риск развития осложнений...
Вероника Ускова пришла работать в ковидную бригаду в августе.
– В тот момент вирус, конечно, будоражил весь мир. Не все родные и близкие хотели, чтобы я попала в самый эпицентр событий. Но я прекрасно понимала, что пациент с любой болезнью – это отдельный случай. И если ты профессионал, то должен делать все возможное, чтобы помочь ему выздороветь, – подчеркнула медсестра. – Первое время приходилось много объяснять, успокаивать новогрудчан. Сейчас люди паникуют меньше. Все прекрасно понимают, что главное на пути к выздоровлению – выполнять рекомендации медиков.
Под надежной защитой
Наблюдаю за тем, как умело переодеваются наши герои в «космические» костюмы.
– Тревогу родных легко объяснить – они переживают, что вы можете заразиться и принести инфекцию домой, – отметила я.
– Инфекцию скорее мы принесем из магазина, а не с работы. Посмотрите, с головы до ног мы полностью закрыты, нет ни сантиметра открытой кожи. Это, конечно, создает определенные неудобства: летом в костюме жарко, зимой – холодно, в респираторе и маске, независимо от времени года, трудно дышать. Но в такой экипировке мы под надежной защитой, – сказала Вероника Арсеньевна.
В помещении, где переодеваются медики, стоят специальные баки. Комбинезон, длинные бахилы, перчатки, респираторы, маски – все это используется однократно. Затем все средства индивидуальной защиты по определенному алгоритму снимаются и утилизируются.
Две минуты – и готово! К пациентам врач и медсестра отправились абсолютно подготовленными (как всегда).
Бригада, на выезд!
Свое первое рабочее лето в «ковидной» бригаде, когда приходилось по восемь часов проводить в душных респираторах и защитных комбинезонах, Екатерина Леонидовна и Вероника Арсеньевна когда-то считали тяжелым временем. Однако самые напряженные месяцы ждали их впереди – вторая волна коронавируса накрыла район с середины сентября до середины декабря…
– Вряд ли кто-то из нас предполагал, насколько сильной будет нагрузка в течение этих трех месяцев. В районе в пик заболеваемости работали 10 «ковидных» бригад, и каждая в день обслуживала по 25-27 адресов. Осматривать приходилось даже не сотню пациентов (люди болели целыми семьями). А ведь еще была и работа с меддокументацией, которую нельзя отложить на завтра. Домой возвращались ближе к полуночи. Часто, даже не успев перекусить, садились заполнять карточки. Спали по пару часов в сутки. Причем в таком режиме работали не только в будни, но и в выходные дни. Сказать, что было трудно, – ничего не сказать, – вспоминает Екатерина Белуш.
Сегодня в городе работают две «ковидные» бригады, каждая из них обслуживает в день по 10-13 адресов. В квартиру с медиками я, конечно, не пошла. Но время, которое врач и медсестра провели с пациентами, зафиксировала – 16 минут.
Помогите, доктор
Как отметила Екатерина Белуш, все зависит от количества пациентов и их самочувствия. Иногда на одном адресе бригада проводит и по полчаса.
На дому лечатся новогрудчане с подтвержденной коронавирусной инфекцией, протекающей в бессимптомной или легкой форме, и контакты первого уровня по инфекции COVID-19. В пик заболеваемости амбулаторно лечились и пациенты с пневмониями, вызванными SARS-CoV-2 (нетяжелая форма).
Приезжая к пациенту, врач собирает анамнез, выясняет, чем он лечился, обращался ли в медучреждение, осматривает, слушает, измеряет сатурацию и температуру, при необходимости делает электрокардиографию. А затем, проанализировав оперативную информацию, назначает либо корректирует лечение. Медсестра проводит забор мазков со слизистой носоглотки, а также крови для тестов и других исследований.
Кроме этого, с теми, кто лечится дома, по телефону поддерживают связь медицинские сестры поликлиники. Они интересуются изменениями в симптоматике, определяют, нужен ли срочный осмотр либо можно придерживаться общего графика посещения.
Как правило, через 10-14 дней пациенты возвращаются к обычной жизни. Однако, если течение заболевания не поддается амбулаторному лечению, проводится госпитализация.
– Отработан четкий алгоритм действий борьбы с COVID-19: от профилактики до оказания помощи в самых сложных случаях, – подчеркнула Вероника Арсеньевна. – Система здравоохранения района работает слаженно: медперсонал обеспечен средствами индивидуальной защиты, есть все необходимые лекарства, недавно в больнице открылся кабинет компьютерной томографии. Врачи и медсестры не считаются со своим личным временем, готовы бороться за жизнь каждого пациента. Приятно осознавать, что ты – часть большой и дружной команды настоящих профессионалов своего дела.
Герои нашего времени
Заметила, что обеих героинь объединяет одна черта – сильный внутренний стержень.
– Мы, действительно, подошли к этому выбору с полной ответственностью, с большим интересом и большим желанием помогать людям. И будем работать столько, сколько потребуется, – отметила Вероника Ускова. – Но, если честно, очень хочется поскорее снять эту экипировку навсегда…
Вы представляете этот момент?
– Мы каждую смену об этом говорим. Правда, уже не можем представить, как будем без этих костюмов, так к ним привыкли, – пошутила Екатерина Белуш. – Конечно, медики, как никто другой, ждут, когда пандемия завершится и люди вернутся к своей привычной жизни: смогут свободно гулять, отдыхать, работать, пожимать друг другу руки и обниматься при встрече.
Поймала себя на мысли: действительно «нормальная» жизнь с начала пандемии так и не началась.
Уже год…
Невидимый враг взял весь мир в осаду…
Коронавирус продемонстрировал, насколько хрупким может оказаться наш мир. Хочется верить, что этот марафон терпения скоро закончится. А пока мы все должны просто верить медикам, следовать их рекомендациям и беречь близких. А еще – не уставать говорить «спасибо» героям, которые каждый день «на передовой» ведут борьбу с COVID-19!
Татьяна Сазанович, «НЖ»