Актуальные вопросы-ответы по налогообложению организаций

Актуальные вопросы-ответы по налогообложению организаций

13 января 2025 52


Памятка для юридических лиц.

Picture background

Вопрос. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности Гродненской области и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. Полномочия собственника по отношению к имуществу предприятия осуществляет ГП «Г», которое является учредителем предприятия.

В соответствии с решением Гродненского облисполкома на баланс
ГП «Г» предприятием безвозмездно переданы объекты основных средств, остаточная стоимость которых подлежит списанию в бухгалтерском учете.

Учитывается ли в составе расходов, участвующих при налогообложении прибыли, остаточная стоимость объектов основных средств, переданных на безвозмездной основе из хозяйственного ведения предприятия в хозяйственное ведение ГП «Г»?

Ответ. Исходя из положений пункта 2 статьи 39 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В целях исчисления налога на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации на возмездной основе, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки, и затратами, учитываемыми при налогообложении, если иное не установлено указанной статьей.

В выручку не включается стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу (часть третья пункта 1 статьи 168 НК). В составе затрат, учитываемых при налогообложении, не учитываются остаточная стоимость основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов при их безвозмездной передаче, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по этой безвозмездной передаче, а также затраты на такую безвозмездную передачу (подпункт 1.20. пункта 1 статьи 173 НК).

При этом затраты, указанные в статье 173 НК, и иные затраты, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством, не могут быть включены в состав внереализационных расходов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (пункт 3 статьи 173 НК).

Пунктом 1 статьи 175 НК предусмотрено, что внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Перечень внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 3.16 пункта 3 статьи 175 НК включает расходы на ликвидацию, списание основных средств, нематериальных активов, выводимых из эксплуатации (включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз демонтированного, разобранного имущества). Внереализационные расходы определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) (пункт 2 статьи 175 НК).

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах в организациях установлен в Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

Согласно пункту 28 Инструкции № 26 выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества.

Выбытие основных средств в результате безвозмездной передачи оформляется актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23 (пункт 29 Инструкции № 26).

Следовательно, остаточная стоимость основных средств, переданных на безвозмездной основе, в составе затрат и внереализационных расходов при налогообложении не учитывается.

 Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

 

Вопрос. Белорусской организацией заключен договор на оказание транспортных услуг с иностранной организацией – резидентом Китайской Народной Республики. Для подтверждения налогового резидентства иностранная организация предоставила белорусской организации справку о резидентстве в формате PDF, выданную налоговым офисом г. Шэньчжэнь.

Вправе ли белорусская организация на основании такой справки не удерживать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, с доходов иностранной организации?

Ответ. Исходя из норм части первой пункта 1 статьи 194 НК для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация, признаваемая плательщиком налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее - налог на доходы), представляет в установленном порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которое должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Порядок представления подтверждения определен пунктом 1 статьи 194 НК, Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее – Инструкция).

Пунктом 2 Инструкции предусмотрена возможность представления в налоговый орган Республики Беларусь графического образа подтверждения постоянного местонахождения, в случаях, когда:

подтверждение выдано в качестве документа в электронном виде, содержащего электронную цифровую подпись компетентного органа иностранного государства, или направлено иностранной организации таким органом в электронном виде в ином порядке, установленном в этом иностранном государстве;

подтверждение, содержащее код проверки его подлинности, размещено на сайте компетентного органа иностранного государства;

подтверждение постоянного местонахождения, содержащее заверение компетентного органа иностранного государства, размещено на сайте иностранной организации в глобальной компьютерной сети Интернет, в отношении дохода которой у налогового агента возникают обязанности, определенные статьей 23 НК.

Согласно сводной информации Министерства по налогам и сборам
(далее – МНС) по справкам о резидентстве (в том числе в электронном виде), размещенной на официальном сайте https://nalog.gov.by/ во вкладке «Международное сотрудничество», для целей применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество
от 17 января 1995 года (далее – Соглашение) подтверждения налогового резидентства налоговым офисом г. Шэньчжэнь выдаются в электронной форме с июня 2018 года. В настоящее время проверка выдачи подтверждения налогового резидентства Китая с помощью электронного сервиса не предусмотрена.

Учитывая изложенное, поскольку согласно размещенной на официальном сайте МНС информации в Китайской Народной Республике подтверждения налогового резидентства налоговым офисом г. Шэньчжэнь выдаются в электронной форме, графический образ такого подтверждения постоянного местонахождения, представленный иностранной организацией через налогового агента в налоговые органы Республики Беларусь в формате pdf, может являться основанием для применения норм Соглашения и неудержания налога на доход.

Государственное регулирование

Вопрос. Организация планирует ввозить на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации средства для мытья посуды, которые согласно единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) классифицируются кодом 3402.

Подлежат ли указанные средства маркировке унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ) при ввозе на территорию Республики Беларусь?

Ответ. Порядок маркировки товаров регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2011№ 243 «О маркировке товаров» (далее – Указ № 243).

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 243 маркировке подлежат товары, включенные в перечни, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

Перечень товаров, подлежащих маркировке УКЗ, определен в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» (далее – Перечень, постановление № 1030).

Согласно Перечню маркировке УКЗ из кода 3402 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат:

моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей порошкообразные, жидкие и пастообразные в потребительской упаковке;

стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол в упаковке любой вместимости.

Согласно примечанию 2 к приложению 1 к постановлению № 1030 при определении товаров, подлежащих маркировке УКЗ, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара. Кроме того, при отнесении товара к объекту, подлежащему или не подлежащему маркировке УКЗ, следует дополнительно к наименованию товара и коду ТН ВЭД ЕАЭС учитывать такие критерии, как способ и область применения товара (данная информация указана на потребительской таре, этикетке, ярлыке, в листке-вкладыше, инструкции по применению, сертификате, технических условиях и т.п.).

С учетом изложенного, средства для мытья посуды, из кода
ТН ВЭД ЕАЭС 3402, исходя из наименования и области их применения, не относятся к товарам, поименованным в Перечне, и, соответственно, маркировке УКЗ не подлежат.

Управление контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Новогрудскому району

«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |