Обман виртуальный – последствия реальные

Обман виртуальный – последствия реальные

Обман виртуальный – последствия реальные

27 июля 2024 141
В современном цифровом мире киберпреступность становится все более распространенным и опасным явлением. Несмотря на комплексную работу всех заинтересованных ведомств, с каждым днем растет число преступлений, совершаемых с использованием современных технологий. Для того, чтобы помочь нашим читателям лучше понять суть киберпреступности, ее последствия и способы защиты от нее, редакция «НовоМедиакомпания» запустила проект «Киберпреступность: обман виртуальный – последствия реальны».

Угрозы цифрового мира
 
По информации прокуратуры Новогрудского района, развитие информационных технологий и безналичных платежей наряду с неосмотрительностью ряда пользователей являются условиями, способствующими росту числа преступлений против информационной безопасности, или так называемых киберпреступлений. Так, за 5 месяцев текущего года их количество в Республике Беларусь выросло на 22,5% (с 6 925 до 8 481), в Новогрудском районе – на 72,2% (с 18 до 31). 
Киберпреступность принимает самые разные формы. Чаще всего это преступления, связанные с хищением денежных средств с карт-счетов граждан путем завладения реквизитами банковских платежных карточек. Причем, как показывает практика, способов для кражи данных кредитных карт и денежных средств огромное количество. Самые популярные: фишинг (обман пользователей сети Интернет с целью заставить их сообщить свои персональные данные), вишинг (преступник, используя телефонную коммуникацию, представляется сотрудникам банка, милиции и т.д. и под разными предлогами выманивает у потенциальной жертвы реквизиты платежной карты или подталкивает к совершению определенных действий со своим карточным счетом/платежной картой), смишинг (данная преступная схема направлена на переход пользователем по вредоносной ссылке из SMS-сообщения). Подробнее об этих и других видах обмана в сети Интернет мы обязательно расскажем в следующих публикациях. 

Отследить похищенные деньги очень сложно, а часто и вовсе невозможно. Ведь для вывода «заработанных» средств киберпреступники используют иностранные банки и счета. 

Чтобы не стать жертвой киберпреступников, важно понимать поведение, психологию и методы злоумышленников. Не попасть на «крючок» киберпреступников можно, соблюдая простые меры безопасности и проявляя разумную бдительность. 

 Какая же она, психология киберпреступника?
 
С этим вопросом я решила обратиться к психологу Новогрудской центральной районной больницы Роману Хотяну. По словам Романа Павловича, основополагающим фактором, способствующим совершению преступлений в сети Интернет или по средствам телефонной коммуникации, является доверчивость людей. Очень часто граждане сами дают мошенникам все сведения о себе или добровольно выполняют инструкции злоумышленников. 

– Во все времена в мире существовали злоумышленники, которые находили способы завладеть чужими средствами и ценностями. Некогда мошенниками были карманники, наперсточники, создатели финансовых пирамид. Сейчас им на смену пришли киберпреступники. Это значит, что мошенники просто переквалифицировались и начали активно осваивать цифровое пространство, – отмечает Р. Хотян.  – Мошенники не способны к тяжелому физическому или умственному труду. У них ход мыслей такой: зачем работать, если можно кого-то обмануть, что-то украсть. Мошенники быстро подстраиваются под современные реалии. Например, если перекрыть им возможность для деятельности в сети Интернет, они обязательно найдут другой способ вести свой «бизнес». 

Психолог отмечает: как правило, киберпреступники обладают высоким интеллектом и техническими знаниями. К тому же они хорошие психологи, которые умело выявляют и используют слабые места в поведении людей, такие как доверие и страх, для достижения своих целей. Работают киберпреступники в большинстве случаев все по одному шаблону, выискивая из большого количества людей тех, кто легко поддается ментальному давлению и манипуляциям. 

– Ошибочно будет полагать, что уловки киберпреступников работают всегда. На самом деле злоумышленники делают сотню попыток кого-то обмануть. Просто мы об этих неудачных попытках не знаем, а знаем о той, предположим, сотой попытке, которая принесла преступнику желаемый результат, – делится Роман Павлович. – Когда киберпреступник совершает телефонный звонок, он мгновенно считывает эмоции потенциальной жертвы, анализирует ее поведение, разговор. Если человек на том конце провода зажат, закомплексован, некоммуникативен, злоумышленник понимает, что с ним можно «работать». А если киберпреступник слышит уверенный голос и решительный отказ, этому человеку он больше звонить не будет. 

 Теперь о методах… 

Часто киберпреступники пользуются тем, что у наших граждан, особенно старой закалки, воспитывали доверие к госструктурам и правоохранителям, учили честности. Люди мгновенно пугаются, теряются, испытывают шок. И в это время в сознание можно впускать любую ложную информацию. Современная молодежь намного реже поддается на манипуляции киберпреступников, предоставляемых должностными лицами, сотрудниками банков.
 
– Часто излишняя самонадеянность людей приводит к тому, что они попадают на «крючок» киберпреступников. Человек считает себя умным и уверен, что его невозможно обмануть. Такие люди привыкли принимать важные решения самостоятельно, ни с кем не советоваться, поэтому и попадают в «ловушку». Многие даже не признаются, что стали жертвами злоумышленников – опять-таки из-за своего эго. Для таких людей нет ничего страшнее, чем выглядеть глупыми, обманутыми в глазах других людей, – продолжает Роман Хотян. – Вспомнить даже сказку Ханса Кристиана Андерсена «Голый король»... Королю внушили, что его убранство сделано из самой дорогой ткани, которую видят только умные, избранные люди. Конечно, король не мог признать свою ограниченность и поверил мошенникам. К тому же все говорили, что у него необычный наряд, и только один мальчик, не пользуясь еще критическим мышлением, сказал, что король голый. О чем нам говорит эта сказка? Во-первых, что мошенничество существовало во все времена. А во-вторых, что ни в коем случае нельзя быть самонадеянными и принимать важные, тем более финансовые, решения в одиночку. 

– Неоднократно я общался с милиционерами, которые говорили о том, что бывали случаи, когда человек под воздействием мошенников совершал сделки даже в присутствии работников почты, сотрудников банка и никак не реагировал на убеждения не переводить какие-то большие суммы денег на неизвестные счета. В тот момент жертвы считали, что они участвуют в спецоперации – выводят на чистую воду недобросовестных сотрудников, – подчеркнул мой собеседник. 

Еще одна примечательная «фишка» преступников – звонить в неподходящее время. Это связано с тем, что потенциальная жертва на бегу скорее даст желаемый ответ, стараясь отвязаться от назойливого абонента. При этом «волк в овечьей шкуре» нередко вежливо представляется по имени и отчеству, называет номер телефона, по которому можно подтвердить его место службы, часто ссылается на многие нормы, пытаясь перегрузить мозг жертвы и лишить свободы к сопротивлению. Мошенники накаляют обстановку, вводя в состояние стресса и требуя немедленных решений и действий. 

Злоумышленник, достигший своей цели, быстро исчезает, а жертва в течение получаса приходит в себя и пытается осознать, что с ней произошло в это время, но мошенники уже далеко. Таким образом легче всего поймать людей, которые подсознательно больше всего боятся потерять свои сбережения. Когда они находятся в таком страхе и напряжении, мошенники с легкостью считывают настроения их мыслей и еще больше подбрасывают неуверенности и тревог. 

 Заключение 

Киберпреступность заслуживает серьезного всестороннего изучения. Понимание способа мышления киберпреступников серьезно помогает в борьбе с ними: при защите персональных данных, реагировании на инциденты и расследованиях.

«Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |
Instagram | YouTube | TikTok |

Автор: Карина Вальшонак, «НЖ»