Александр Сонгин, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– На Республиканском педагогическом совете был затронут широкий спектр вопросов, один из главных – воспитание подрастающего поколения. Высказывались разные мнения, но все были единодушны: подходы к образованию и воспитанию нужно менять. Сегодня наша страна, включая систему образования, сталкивается с беспрецедентными вызовами. Я благодарен Президенту, государству, что удалось сохранить стабильность в стране, а значит, сохранить образование, медицину, социальную поддержку. Глава государства акцентировал внимание на том, что на данном этапе должна пройти определенная перезагрузка системы образования. Действительно, на многие аспекты образования необходимо посмотреть с другой стороны. И не только педагогам, но и родительской общественности. На мой взгляд, нужно сохранить все лучшее, что есть в нашей системе, однако учитывать современные запросы и требования. Конечно, все нововведения проходят этап адаптации, однако нужно постепенно двигаться вперед в этом направлении. Так, в школах с этого года будет введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию и факультатив в 5-6 классах «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».
В своем выступлении глава государства констатировал, что школа не может быть вне политики. А значит, ее задачи и направления деятельности должны соответствовать государственной стратегии развития. Это касается и частных учреждений образования, Президент неоднократно подчеркивал: педагогам и школе нужно работать с родителями – помогать, направлять, объяснять – и нести ответственность. Один из важных аспектов обсуждения – статус педагога и качество подготовки педагогических кадров. Уже утверждены правила педагогической этики, планируется разработать профессиональные стандарты педагогической деятельности, готовится ко второму чтению Кодекс об образовании. Это те направления, над которыми придется работать в ближайшем будущем. Говорилось и о профильных классах, цифровизации образования, новых учебных программах и новых учебниках. Безусловно, живое общение педагога и учеников, как и обычный учебник, никогда не заменят гаджеты.
– Республиканский педагогический совет –это большая диалоговая площадка для представителей всей системы образования страны. Особую значимость этому мероприятию, безусловно, придает личное участие в нем главы государства. Это еще раз подчеркивает, что Президент большое внимание уделяет вопросам образования. В своем выступлении глава государства подчеркнул, что учитель должен быть учителем, а школа должна быть храмом. Если в школе наведем порядок, и в государстве будет всегда порядок. Поэтому важно не допустить вовлечения детей в преступную противоправную деятельность. В этом плане необходимо обеспечить взаимодействие учреждений образования с воинскими частями, структурами МВД, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, общественными организациями. Организующим началом семейного воспитания должны выступать учреждения образования. Учреждения образования Новогрудчины в этом плане активно работают с родителями в рамках проекта «Родительский университет». Как отметил президент, ключевая фигура воспитательной работы в школе – классный руководитель. Важно, чтобы на эту должность приходили не случайные люди, а профессионалы. Много говорилось и о статусе педагога, повышении качества подготовки педагогических кадров, изменениях в образовательном процессе и правилах аттестации. Так предлагается с 2023 года в 11 классе ввести национальный государственный экзамен. Это предполагает проведение выпускных экзаменов по математике и одному из государственных языков по выбору в формате централизованного тестирования. Президент подчеркнул, что нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности.
– На педсовете были определены перспективные направления развития образования, такие как: изменения и дополнения, предусматриваемые новой редакцией Кодекса об образовании, подходы к аттестации обучающихся, содержания образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров. Работали 12 диалоговых площадок. Я принимала участие в секции, где обсуждалась роль общественно-значимых инициатив молодежи в гражданско-патриотическом воспитании. Мы говорили о роли общественно-значимых инициатив молодёжи в гражданско-патриотическом воспитании, обсудили основные положения Стратегии молодежной политики и определили дальнейшие шаги по патриотическому воспитанию молодежи. Вопросу патриотического воспитания уделили особое внимание в своих выступлениях как Глава государства, так и министр образования. Руководитель страны подчеркнул, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны – это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя. Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем и для учеников, и среди родителей, и в обществе. Без этого невозможно решить глобальные задач, которые стоят перед системой образования.
Елена Петрова «НЖ»