Хорошие начинания никогда не проходят напрасно. Ученик 11 класса средней школы № 5 Кирилл Мащар отмечен дипломом ІІ степени областной олимпиады по английскому языку. Конечно же, такие успехи были бы невозможны без помощи учителя Елены Игоревны Горской.
– Честно скажу, немного жалею, что не с раннего детства придавал значение изучению английского языка. Стимулом к углубленному изучению стала моя заинтересованность историей, культурой и традициями других народов. Много литературы было на английском языке, которую я хотел прочитать. Благодарен моему репетитору, которая смогла заинтересовать и помочь в овладении языка. Результаты данной олимпиады – многолетняя подготовка и работа. В прошлом году принимал впервые участие в областной олимпиаде. Тогда, наверное, немного растерялся, поэтому результат не такой был, как в этом году. Английский язык непростой, многое нужно запоминать. Когда начинал изучать английский язык, то выполнял различные упражнения. Со временем отошел от формальных методов, начал больше фокусироваться на общении с носителями английского языка, которых ищу в мессенджерах, игровых группах. Это, считаю, дает свой положительный результат, – рассказывает Кирилл. – Из трех этапов олимпиады у меня наивысший балл именно за устную речь.
– С 7 класса преподаю английский язык у Кирилла. Юноша всегда выделялся хорошими знаниями, талантливый, целеустремленный, – отмечает учительница Елена Игоревна. – Совместная плодотворная работа на уроках в школе, на занятиях с репетитором, плюс способности Кирилла и его самостоятельное изучение дали хороший результат. Впереди участие в республиканском этапе, к которому тщательно готовимся. Надежды большие, ведь в этом году Кирилл выпускник, а полученная победа может внести весомый вклад при поступлении в ВУЗ.
Выбрали для себя главным предметом информатику Антон Манько (ученик 9 класса гимназии №1) и Лазарь Малявский (ученик 8 класса средней школы № 4). Высокий уровень подготовки школьников к областной олимпиаде из года в год обеспечивает Леонид Николаевич Самойлович.
– Информатикой начал заниматься еще в 5 классе. Хорошо получается решать математические задачи, и как результат – с удовольствием занимаюсь информатикой. Очень интересно находить ключ к решению трудных заданий. В будущем мечтаю получить профессию программиста, – рассказывает Антон Манько. – В 5 классе занял призовое место на районном этапе олимпиады – и это стало стимулом для дальнейшей учебы. Благодарен Леониду Николаевичу за знания, понимание и поддержку, который для меня не просто учитель, а друг, с которым я могу посоветоваться по любому вопросу.
– Я готовился к соревнованиям много и тщательно. Не все получилось из-за волнения, вместе с тем приятно, что получил диплом III степени, – делится Лазарь Малявский. – Мне очень интересно находить решение задач, это как решить какую-то проблему. Интересно узнать, как создаются программы, различные приложения. Хотел бы сам создать полезное приложение для людей, например, для изучения белорусского языка, которое, уверен, будет полезным для многих учеников.
– Один из главных моментов, которому стараюсь научить детей, – действовать как одна команда. Они именно так и поступают: помогают в обучении друг другу, делятся новыми знаниями. Этот командный дух остается у них и после окончания школы, – отмечает Леонид Николаевич. – Ребята целеустремленные и разносторонние, а победители олимпиад по информатике, как правило, становятся хорошими программистами. Вся команда, представлявшая Новогрудский район на олимпиаде, сильная. Свою роль сыграло и волнение, немного растерялись. Но и так результат хороший, ведь ученики 8-9 классов выступали наряду с выпускниками. Антон является лидером команды. Не удалось ему в 1-м туре из-за волнения собраться, на следующий день результаты показал гораздо лучшие. Постарается на следующий год выступить достойно, опыт уже есть. А Лазарь вообще на олимпиаде проявил великую волю к победе. Чуточку не хватило до диплома Александру Барыло (3 балла). Неплохие результаты показали остальные члены команды – Антон Бахар, Даша Борис и Алексей Перко. Уверен, что все впереди, они уже готовы к сложным заданиям, будем переходить на другой уровень. Если бы они выступали несколько лет назад, то с такими знаниями были бы в числе лучших на республиканском уровне. Еще у нас есть преемственность. На занятия приглашаю старших, победителей республиканских олимпиад, уже студентов факультета прикладной математики и информатики БГУ, которые учат младших, делятся знаниями. Горжусь своими учениками, они за столько лет стали для меня больше чем ученики. На следующий год будет молодая и перспективная команда. За такими учениками будущее.
Восьмиклассница средней школы № 7 Зарина Свирид подготовку к олимпиаде по обслуживающему труду начала заранее, и результат не заставил ждать – диплом III степени. Безусловно, не обошлось без помощи и подсказок идейного вдохновителя – учительницы Жанны Здиславовны Писаренко.
– С 6 класса Зарина Свирид вместе с одноклассницей Ксенией Шевко принимали участие в районном этапе олимпиады. На область в этом году поехали впервые. Девочки идут целенаправленно к победе, хорошо конкурируют со старшими участницами. У нас девиз: «Если взялся за дело, то делай на отлично». Очень довольна результатами олимпиады, девочки выступили достойно, несмотря на то, что Ксения не попала в тройку лидеров, – рассказывает о своих ученицах Жанна Здиславовна. – Олимпиада была очень сложной, потому что объединены средняя и старшая группы. Из 26 участников войти в тройку лидеров – результат отличный. Олимпиада подразделяется на два этапа – практический и теоретический. Их работы на практический этап, а это саше для столовых приборов (сочетание вышивки, обвязки, мережки различных техник), были выполнены на довольно высоком уровне. Для того чтобы показать хорошие результаты, девочкам нужно быть трудолюбивыми, талантливыми, творческими. Олимпиада по обслуживающему труду - это не только практика, но и теория, в которой встречаются вопросы из области математики, химии, физики, черчения. Здесь нужно знать все. В планах на следующий год, безусловно, победа на республике.
Творческие способности у Зарины от мамы и бабушки, которые любят шить. А сама девочка любит вышивать. Она талантлива и разносторонне одарена. Учится в детской школе искусств. С удовольствием овладевает навыками игры на балалайке и фортепиано.
Высокие результаты на областном этапе республиканской олимпиады по истории показали учащаяся 10 класса средней школы № 7 Виктория Джафарова и одиннадцатиклассник средней школы № 4 Тимофей Савастюк . Юные знатоки истории удостоены дипломов 3 степени.
Как дружно отметили старшеклассники, формула успеха – усердная работа, а также помощь и поддержка тренера и наставника Юрия Карабухина.
– Юрий Владимирович – отличный учитель и просто невероятный человек. Уроки и дополнительные занятия по истории я всегда посещаю с большим удовольствием, потому что они увлекательные, интересные и веселые, – поделилась Виктория. – К победе на областном этапе олимпиады по истории я шла несколько лет. С 6 класса вместе со своим учителем принимали участие в районном этапе, а в этом году добрались и до областного. И сразу хороший результат. Это было очень неожиданно, даже не знаю, как описать свои эмоции. Радость, эйфория! На мой взгляд, задачи, стоящие перед областью и областным центром, не отличаются друг от друга. Либо я подготовилась намного лучше и для меня областные испытания показались даже легче районных. Конечно, было и волнение, особенно в первом туре. Но я смогла настроиться и отпустить ситуацию – воспринимала все, как интересное приключение. В будущем я планирую пойти по стопам Юрия Владимировича. Буду поступать на исторический факультет БГУ.
– Я интересовался историей с раннего возраста, но по-настоящему готовиться к олимпиаде начал только в 7 классе. Со мной начал заниматься Юрий Владимирович, и эти занятия сформировали у меня желание усердно работать и улучшать свои результаты. В прошлом году я впервые принимал участие в областном этапе олимпиады. Тогда я вернулся домой с грамотой и поставил перед собой задачу – обязательно победить в этом году. И вот он – заветный диплом 3 степени, – отметил Тимофей. – Не был уверен в том, что стану призером, но надеялся на лучшее и делал все, чтобы победить. Я учусь в 11 классе и понимал, что в этом году я в последний раз принимаю участие в олимпиаде. Со стрессом я справился довольно легко, так как примерно знал, что меня ждет. Я быстро настроился на усердную работу и позитивные мысли. Верил в лучшее – так и получилось! Для меня участие в олимпиаде – это не только наука, конкуренция и преодоление. Это общение с новыми интересными людьми, море позитивных эмоций.
Юрий Карабухин, учитель истории средней школы № 7:
– Искать увлеченных историей учеников несложно. Самое главное –заинтересовать детей своим предметом. И тогда обязательно найдутся те, кто будет с удовольствием изучать этот предмет, принимать участие в олимпиадах и побеждать. Я всегда говорю школьникам, которых готовлю к олимпиаде, что просто сходить на олимпиаду не имеет смысла, нужно добиваться результатов. И сегодня Тимофей и Виктория – призеры областного этапа олимпиады. Я ими очень горжусь.
– Я люблю учиться, и мне нравятся разные науки. Но изучение английского языка – особенно. Участие в олимпиадах я принимаю не впервые и всегда подхожу к этому ответственно. Поучаствовать в олимпиаде по английскому языку я тоже решил неспроста. Во-первых, чтобы проверить свои знания в соревновании с сильными соперниками. Во-вторых, я хочу поступить в Минский государственный лингвистический университет и считаю, что достижение результатов на олимпиаде может быть моим конкурентным преимуществом. Думаю и надеюсь, что у меня обязательно все получится. Я доволен результатом олимпиады и благодарен своему руководителю – Светлане Федоровне Сорокопыт за помощь в подготовке. Невозможно передать словами мое восхищение ее опытом, мудростью и профессионализмом. Формула нашего личного успеха очень проста –постоянное самообразование, труд и самоотдача. Но самое главное – уверенность в себе и своих знаниях.
Опыт участия в школьных, районных и областных олимпиадах по различным научным направлениям есть и у девятиклассницы гимназии №1 Анны Гомзы. Ее привлекают как точные, так и гуманитарные предметы. В этом году копилка побед пополнилась 3 местом, завоеванным на третьем этапе республиканской олимпиады по белорусскому языку и литературе.
– Знания – это бесценный багаж, который человек несет через всю жизнь, приумножая и развивая, – отмечает гимназистка. – Благодаря опыту и профессионализму моих педагогов, я могу делать новые открытия, видеть цель и, конечно же, уверенно к ней идти. Чем мне нравится белорусский язык? Я считаю родной язык самым нежным, свободным, певучим, образным, искренним... На родном языке написано много стихов, песен, сказок и преданий ... О нем можно говорить бесконечно. Но самое главное –он вызывает у меня гордость за Беларусь. Участие в областной олимпиаде по белорусскому языку и литературе я принимала впервые, но, несмотря на это, мне удалось справиться с волнением. Задания были разные, поэтому выполнять их было интересно и увлекательно. Конкуренция тоже была большая, но результатом я довольна. Отдельные слова благодарности хочу выразить своему любимому учителю Татьяне Васильевне Аполоник за терпение, понимание, поддержку, профессионализм, за ее любовь к ученикам, умение найти к каждому подход, заинтересовать своим предметом, привить любовь к нему.
Диплом 3 степени областного этапа республиканской олимпиады по информатике привез в родную альма-матер учащийся 2 курса филиала БГЭУ «Новогрудский торговоэкономический колледж» Денис Романовский.
– Если честно, я не был уверен в победе на областном этапе олимпиады, потому что общался с другими участниками на районном этапе, видел, что среди них много достойных соперников. Я понимал, что на области будут лучшие умы нашего региона. Так что победа – это, как говорится, задача со звездочкой. Но я был уверен, что выступлю результативно. Потому что потратил много времени и сил на подготовку, а также не первый год участвую в данной олимпиаде. Еще в 7 классе, благодаря выдающемуся педагогу Леониду Николаевичу Самойловичу, меня очень заинтересовала информатика, и я захотел связать с ней свою жизнь. Хотя в начальной школе я мечтал стать ученым, например, математиком, так как у меня технический склад ума. Раньше к олимпиаде я готовился с Леонидом Николаевичем, но уже три года работаю самостоятельно. Перед областным этапом олимпиады я проделал олимпиадные задачи всех лет. Когда работа закончилась, я начал искать ее в интернете, читая много литературы. Когда возникали какие-то сложности, я обращался за помощью к своему дяде Евгению Романовскому, который работает в сфере программирования. Когда-то он работал в известной всем компании Wargaming. А сейчас перешел в другую компанию, где тоже занимается разработкой игр. Он в меня верит и направляет меня, подсказывает, на что обратить внимание, над какими темами больше поработать. Когда я закончу колледж, планирую также, как дядя, заниматься созданием игр или приложений.
Елена Верченко, учащаяся 1 курса филиала БГЭУ «Новогрудский торгово-экономический колледж», заняла третье место на областной олимпиаде по русскому языку и литературе.
– С детства я очень люблю читать, а с четвертого класса начала изучать русский язык на повышенном уровне и участвовать в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе. Когда поступила в колледж, я, честно говоря, не задумывалась о том, буду ли принимать участие в олимпиаде, но, познакомившись с моим преподавателем по русскому языку Татьяной Карташовой, загорелась желанием еще раз испытать себя. Татьяна Алексеевна – отличный преподаватель, который искренне желает своим учащимся добиться успеха и всем помогает им в этом. И я очень благодарна ей за то, что она для меня делает, – рассказала Елена. – Подготовка началась практически сразу – в сентябре. Мы занимались несколько раз в неделю, но перед областным этапом республиканской олимпиады я готовилась более усиленно – от 1 до 4 часов в день. Часто консультации с Татьяной Алексеевной проходили в онлайн-формате. Хотя я и считаю себя стрессоустойчивым человеком, накануне олимпиады и в первый ее день очень волновалась. Я переживала больше, чем перед районным этапом. Все-таки ответственность намного больше, хотелось достойно представить свое учреждение и район. Иногда было непросто совмещать подготовку к олимпиаде с учебой – элементарно не хватало сил и времени. Возможно, это прозвучит банально, но, чтобы победить на олимпиаде, нужно много работать, понимать специфику заданий, высыпаться, а еще знать, что с тобой есть те люди, которые волнуются за тебя, переживают.
Под чутким руководством учителя победителем третьего этапа республиканской олимпиады по трудовому обучению стал десятиклассник гимназии № 1 Егор Бушмич. Егор – скромный парень, о своих достижениях много рассказывать не любит, но учителя его характеризуют как целеустремленного, ответственного, талантливого молодого человека.
– Один из моих любимых школьных предметов – трудовое обучение. В первую очередь потому, что творческие занятия развивают воображение и образное мышление, а еще практические занятия всегда проходят весело и интересно. Мы изготавливаем своими руками различные предметы, и это приносит большое удовольствие. Сначала ты сомневаешься, что у тебя все получится, но когда видишь результат своей работы, то начинаешь гордиться собой. Я думаю, что уроки труда пригодятся мне в жизни не меньше, чем математика, русский язык или история, – убежден Егор Бушмич. – С учителем по трудовому обучению Андреем Савко мы усердно отработали многие моменты, поэтому, когда на олимпиаде я получил задание сделать парапет, был уверен в своих силах и победе. 3 место на областном этапе республиканской олимпиады – очень хороший результат. Но и это, однозначно, не предел.
Ольга Писар, Карина Вальшонак, Алина Малявская, «НЖ»
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!