Самые надежные инвестиции – инвестиции в образование. Бесспорно, качественное образование – это не только основа для самореализации конкретного человека, расширения его социальных и экономических возможностей, но и залог устойчивого развития государства. «Особенная» четвертая четверть, когда значительная часть школьников страны получала образование дистанционно, позволила нам по-достоинству оценить очное образования. Сегодня в школах страны, и Новогрудчины в частности, налажен процесс очной формы обучения, сохранить который – первоочередная задача работников системы образования.
Научное сообщество все еще не выработало однозначного мнения о том, насколько велика роль детей в распространении COVID-19. Тем не менее некоторые страны, где школы продолжали работать в штатном режиме в период пандемии, уже подвели первые итоги. Главный вывод – очное обучение никак не повлияло на эпидемиологическую картину. Голландцы, например, открыли школы уже в апреле, но ввели ограничения: сократили количество учеников в классах, ввели правила дистанцирования для детей старше 12 лет. А позже – возрастной порог и вовсе подняли до 17 лет.
Я решила узнать, а какие меры по предупреждению заноса и распространения коронавирусной инфекции проводятся в учреждениях образования района. С этой целью посетила среднюю школу №4.
Маску и перчатки надела еще на улице. Однако даже в полной «экипировке» пройти в учреждение мне не удалось.
– У нас пропускной режим, – твердо сказала вахтер и связалась с директором школы. – Подождите немного, сейчас Ирина Михайловна подойдет.
Директор школы мою просьбу удовлетворила. Но дальше вахты меня не пропустили, пока не были выполнены все необходимые «ритуалы»: я обработала руки антисептиком, затем медсестра с помощью бесконтактного термометра измерила мне температуру.
– Так называемый «утренний фильтр» – ежедневное мероприятие, – рассказывает И.Скобля. – Медицинская сестра или дежурный педагог измеряют температуру каждому ученику. Если у кого-либо будет повышена температура тела либо выявлены другие симптомы респираторной инфекции, он будет изолирован в специальное помещение до приезда родителей (законных представителей).
Систематически контролируется и состояние здоровья работников школы, которое фиксируется в журнале «Здоровье».Незадолго до моего прихода прозвенел звонок на перемену, но на школьных коридорах было немноголюдно.
– Социальная дистанция – одна из наиболее эффективных мер по профилактике заражения и распространения COVID-19. Мы постарались сделать так, чтобы дети по минимуму контактировали друг с другом, – подчеркивает И.Скобеля. – Для этого разделили время начала и окончания смен, учебных занятий и перерывов, закрепили за каждым классом отдельный учебный кабинет, в котором дети занимаются по всем предметам. Исключение – занятия, требующие специального оборудования (трудовое обучение, информатика, физика, химия, физическая культура и здоровье). Учеников посадили с учетом максимального разобщения.Попросила Ирину Михайловну провести меня в учебные классы. Зашли в 1 «В», 2 «Б» и 8 «А». В небольших классах, конечно, легче соблюдать социальную дистанцию – дети сидят за партами в шахматном порядке по одному, редко по два. У учащихся начальных классов на партах стоят небольшие бутылочки с питьевой водой (у каждого своя, конечно).
– Обратила внимание на то, что часть учителей и школьников носят медицинские маски, но большинство все же без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Маски в школах не обязательны? – спросила я.
– Ношение маски носит рекомендательный характер как для учеников, так и для работников школы (за исключением работников столовой и техперсонала). А вот для посторонних лиц наличие маски обязательно, – отмечает Ирина Михайловна.
К местам общепита во время первой волны коронавирусной инфекции было особое отношение. Не удивляет, что сейчас вопросам организации питания школьников уделяется пристальное внимание. Убедилась и в этом.Рядом со входом в столовую есть зона, где можно вымыть руки и обработать их антисептиком. Дежурные и работники столовой, действительно, в масках и перчатках. На полу перед буфетом имеется разметка для того, чтобы школьники не забывали соблюдать социальную дистанцию, когда ждут своей очереди. Во время нашего посещения в столовой питались учащиеся 8 «Б» и 8 «В» классов (всего около 40 человек). За каждым столиком сидело двое, редко – трое. Уточнила, что делают, когда за одну смену нужно покормить большее количество детей. Их просто делят по классам на потоки. Например, если нужно покормить учащихся четырех классов, их разделяют на два потока – сначала питается первый, а потом – второй. Перерывы стали длиннее, что позволяет выдерживать между потоками интервал, во время которого помещение проветривают, а столы обрабатывают водой с моющими средствами. Нужно отметить, что сейчас в школе в целом уделяется особое внимание обработке поверхностей, к которым наиболее часто прикасаются школьники, с применением дезинфицирующих средств. Дверные ручки, перила, например, моют каждый час. На дверях учебных кабинетов висят графики проветриваний, ежедневной уборки и санитарной обработки помещений. Ирина Михайловна рассказала, что раз в неделю дополнительно проводится генеральная уборка школы с применением моющих и дезинфицирующих средств. И это далеко не полный перечень санитарно-противоэпидемических мероприятий, которые выполняют в учреждении.Стало даже немного стыдно: привычка обрабатывать руки антисептиком после посещения магазина и других мест массового скопления людей осталась, а вот маску в последнее время позволяю себе не носить. Однако и нам, родителям, бабушкам, дедушкам... нужно задуматься о том, что от наших действий также зависит ход учебного процесса. Нужно и дома принимать меры для того, чтобы наши дети могли ходить в школу и получать качественное образование.
Татьяна Сазанович, «НЖ»