При встрече с такими людьми, как Анна Владимировна Орешко, мир вокруг становится более светлым и радостным. Они изучают настоящее тепло и свет. Знакомство с этой позитивной, отзывчивой и оптимистичной женщиной останется в памяти навсегда, а еще стало каким-то особым уроком жизни и мудрости.
Дань уважения
Анна Владимировна позвонила к нам в редакцию после того, как была напечатана статья “Еще горит свет в окнах в деревне Пантусовичи...”. В статье упоминалось о папе Анны Владимировны – Владимире Афанасьевиче Кавеличе – первом председателе колхоза “Комсомолец”.
– Мы жили в соседней деревне Загорье-Сенненское, когда пришла чудовищная весть о начале войны. Мне на тот момент исполнилось только 5 лет, – рассказывает женщина. – Отца Владимира Афанасьевича сразу забрали на войну. И сегодня не знаю, как мы с мамой Анной Орестовной и сестрами Верой и Надей выжили. Голод, холод был. Летом собирали липовые семена, ели их. Топить печь тоже не всегда было чем, мама по очереди нас грела возле печки. Я всю жизнь с ужасом вспоминаю войну... и как хорошо сейчас жить под мирным небом!
В 45-м году папа вернулся с фронта. Быстро начали организовывать колхозы. И вот руководство решило назначить папу председателем колхоза “Комсомолец”, который организовывали в деревнях Загорье-Сенненское и Пантусовичи. Да хорошо, если бы только председателем ... работы он никогда не боялся. Очень добрый, отзывчивый был. Но ему нужно было организовать колхоз в деревнях. Сегодня понимаю, что не взлюбили его те, кого раскулачили, у кого забрали участки земли, хорошее хозяйство. Мы тогда маленькими совсем были, а еще после войны родилась младшая сестра Валя. Страшно было даже спать в своем доме, боялись, что подожгут, ведь и колючей проволокой завязывали двери. Папа не по своей же воле забирал все это. Просто такое время было – говорит Анна Владимировна. – В скором времени наш колхоз “Комсомолец” объединили с соседними деревнями. Папа перешел на другую работу. Сложно ему было, совсем непросто... Я очень благодарна папе за его доброту и понимание. С какой любовью он относился к нам, своим дочерям! Часто и сегодня вспоминаю, как садил рядом, рассказывал нам разные интересные истории, правда, мало говорил о войне. Знаю, больно было вспоминать да и раны давали о себе знать. После папы председателем стал П.П. Курьянович, позже возглавляли колхоз П.Д. Дударевич, Д.Д. Марчук, Ф.Ф. Талиш, С.И. Грейбо.
Молодость. Любовь. Семья.
Воспоминания Анны Владимировны, ее мудрые размышления о душевной гармонии, об отношениях между людьми наполнены теплом, благодарностью Богу и людям. А сколько теплых слов адресовала женщина не только своим родным, но и односельчанам во время нашей встречи. Делилась воспоминаниями молодости, как весело было в деревне, как работали и отдыхали вместе.
– Жизнь шла постепенно. Я училась в Любчанской средней школе. Знаете, очень хорошо знала немецкий язык. Даже и сегодня помню несколько стихов наизусть, что учила в школе. Мне учительница советовала поступать в пединститут, но надо было работать. Да и не пустил меня мой будущий муж Владимир Тофилиевич ехать учиться, – с улыбкой вспоминает Анна Владимировна. – Мне без тебя счастья не будет – так сказал Владимир, когда собралась ехать поступать. И любовь победила. Я осталась на малой родине мужа в деревне Осташино, которая стала родной и для меня. Да, я рано вышла замуж. Однако о своем выборе никогда не пожалела. Мне повезло в жизни. Хорошо жили с мужем, заботливый и трудолюбивый был человек, очень любил наших детей – Раю и Тамару. Очень жалею, что рано ушел из жизни.
В родной деревне – Загорье-Сенненском Анна Владимировна работала сразу в избе-читальне. А после замужества – сначала в льноводческой бригаде в колхозе “Коммунар”, а затем тридцать лет отработала кладовщиком и заведующей молочно-товарной фермой. За самоотверженный труд имеет награды, ее имя неоднократно было занесено на Доску почета. Про искреннюю работницу писали в районной газете. И сама Анна Владимировна трудолюбива, и было ей на кого равняться. Ее родная сестра Вера Колола была награждена Почетной грамотой Верховного Совета БССР, орденом “Знак Почета”.
Женщина вспоминает прошлое и отмечает:
– Тяжело нам было жить, но весело. Собиралась молодежь, мы пели, танцевали. А какие танцы раньше были красивые! Как выйдем танцевать краковяк или падиспань, польку... а песни какие были! Содержательные, благозвучные, лирические, у них вся наша жизнь. Я и сегодня их не только помню, но и пою, – говорит Анна Владимировна. – Печально, что сегодня наша деревня, как и многие, затихает. Ей, уже родной деревне, я посвятила стихотворение. А писать стихи начала в детстве. Как-то сами собой они пишутся, просто находит вдохновение. О чем стихи? Да про односельчан, на любую тему могла сразу же сочинить стихотворение. В них – воспоминания детства и юности, родные пейзажи, первая любовь, писала и посвящала много моим землякам, есть и юмористические стихи. К сожалению, большинство тетрадей с записями сгорело, когда случился пожар в доме сестры.
Скучать некогда…
Везде успевала женщина: и на работе справлялась, и дома хлопотала на домашнем хозяйстве, а еще успевала вышивать, ткать, вязать.
И сегодня Анна Владимировна в свои 84 года тоже вышивает. У нее до сих пор сохранилось много красивых вещей – подузорники, полотенца, накидки на подушки, скатерти, шторы на двери и тканые ковры.
– Конечно, без поддержки и помощи мужа и детей успеть везде было бы невозможно, так как на то время мы держали большое домашнее хозяйство, – говорит женщина. – Но, если захочешь, найдешь и время, и возможность на любимое занятие – а я не могу сидеть без работы. Глаза хорошо видят, поэтому и вышиваю.
Огород и цветник хозяйки тоже в идеальном порядке.
Анна Владимировна – мудрая женщина, человек необыкновенной душевной красоты и щедрости. Песня и работа, стихи, душевная доброта – вот, видимо, главный секрет молодости женщины. Этому она учит и своих внуков, и уже правнуков. Старшая дочь Тамара живет недалеко, в Негневичах. Зимой к ней ездит Анна Владимировна, но как только теплеет, сразу в родную деревню, в свой дом, где все мило, где все свое.
Наш разговор длился более двух часов. С интересным, сердечным и искренним человеком мне не хотелось расставаться. Глядя на Анну Владимировну, не скажешь, что в июне ей исполнилось 84 года. И на первый взгляд может показаться, что и жизнь ее была легкой и беззаботной. Пережитые невзгоды и трудности не сломали характер этой женщины, а, наоборот, научили ценить жизнь и каждый прожитый день.
Вёска
Вёска, мне сумна глядзець на цябе:
Асірацелыя хаты стаяць адзінока,
Надворкі зусім зараслі ў траве,
Чуваць толькі бусла клёкат.
Я крочу з надзеяй убачыць кагось,
Ды толькі надзея пры мне застаецца.
Не часта заглядвае ў вёску госць,
Каб сэрцам на ўлонні яе адагрэцца.
За вёскаю травы густыя шумяць,
Іх вецер паволі калыша.
У свой час давялося нам тут працаваць
На полі калгасным увішна.
Тут лён зацвітаў, як у небе блакіт,
Было і цікава, і шумна.
…Вяртаюся з поля ў вёску ізноў.
Прайшла ўжо, можа, з палову.
Я бачу ля хаты бабулю з катом.
Ну як не пачаць з ёй размову?
І шчыры аповед яе засмуціў:
Пакінулі вёску многія дзеці,
Наведваюць рэдка бацькоў зусім…
Якая тут радасць засвеціць?
Цяпер жа ў модзе аграгарадкі,
А вёска мая ўсё пусцее паволі.
Яе былы дзень успамінаю заўжды
З шчымлівым у сэрцы болем.
Здоровья крепкого и благополучия Вам, Анна Владимировна, на долгие годы. Нам, молодым, есть чему поучиться у вас.
Ольга Писар, “НЖ”