Общество

Черная боль – незабываемая боль Валентины Степанченко

Черная боль – незабываемая боль Валентины Степанченко

26 апреля 2020 2134

Ежегодно, когда на календаре апрель, невольно вспоминает чернобыльскую катастрофу Валентина Степанченко. Именно авария на атомной электростанции перечеркнула мечты и надежды жительницы Наровлянского района. Валентина Васильевна вместе с семьей, как и тысячи людей, вынуждена была покинуть свой родной дом на Гомельщине и начинать все на новом месте.


– Новогрудчина стала для нас вторым домом. Уже почти тридцать лет мы здесь живем. За эти годы память постепенно стирает ту боль, но она никогда не исчезнет. Черная боль – это такая боль, которую не забудешь и не вычеркнешь, – говорит Валентина Степанченко. – Я сама родом из Могилевщины, из Белынич, это муж Евгений Николаевич был из Гомельщины. После замужества сразу жили на моей малой родине, а со временем переехали в Наровлянский район, ближе к его родителям. Знаете, за семнадцать лет этот край тоже стал мне близким. Там росли дети, там я работала учителем белорусского языка и литературы в школе, муж был главным ветеринарным врачом в хозяйстве. Жизнь шла своим путем. И здесь страшная новость – авария на атомной станции, а это примерно в двадцати километрах от нашей деревни Вербовичи было. В город Припять мы ездили за продуктами – это был город-сказка. В один момент Чернобыльская авария перечеркнула нашу жизнь на «до» и «после» катастрофы, – со слезами на глазах рассказывает женщина. – Сразу поняли, что не все так просто будет, но еще какое-то время жили и работали там. Детей только жалели. Дочку мы завезли к моим родителям, а сын на момент аварии учился в Краснодаре. На Гродненщину я приезжала с детьми из школы, когда нас направляли сюда на отдых. А со временем началось отселение местного населения. Многие наши родные и знакомые тоже выехали, но позже некоторые все же вернулись на Гомельщину. С ними мы и сегодня поддерживаем связь, но сами возвращаться не будем. Последствия аварии не пожалели ни меня, ни мужа. После аварии мы перенесли по несколько операций. Но и это не помогло спасти мужа. Сегодня моя надежная опора – дочь Светлана и сын Александр, четверо внуков. Дочь живет сейчас в Лиде, а сын – новогрудчанин.

Валентина Васильевна сразу после переезда в 1991 году устроилась на работу воспитателем в Новогрудскую школу-интернат. Об этом периоде у женщины только хорошие воспоминания.

– Коллектив школы – интерната и руководства (директором тогда была Лидия Ивановна Рубан, завучем Анна Александровна Гайдук) меня хорошо приняли, да и новогрудчане всегда с пониманием относились к нам, вынужденным переселенцам, – говорит Валентина Степанченко. – Я очень рада, что переехали и живем здесь, сегодня лучшего и красивее места для меня нет. Климат новогрудский очень похож на могилевский, что на моей родине. А почему именно в Новогрудок мы переехали? Здесь в воинской части проходил учебку муж, поэтому, когда мы вынуждены были покинуть Наровлянщину, он выбрал этот город, и я в этом выборе его поддержала. Благодарна судьбе, что наша жизнь продолжается, и только одного желаю, чтобы таких страшных трагедий в истории человечества больше не было.

Ольга Писар, «НЖ»