
Коренная перестройка системы народного образования началась вскоре после провозглашения БССР. До этого Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, интервенция иностранных захватчиков привели к демонтажу существовавшего порядка обучения.
С построением государства нового типа началась и реформа педагогической системы. Прежде всего было упразднено сословное и классовое разделение учеников. Закладывались основы советской, бесплатной, общедоступной школы для всего населения, имевшей светский характер обучения, построенный на принципах самоуправления учащихся.
Первоначально реформирование образования осуществлялось на основе «Положения о единой трудовой школе РСФСР» 1918 г. и декрета Совета народных комиссаров Литвы и Беларуси «О реорганизации школьного дела» 1919 года.
Документы предусматривали введение единой 9-летней трудовой бесплатной школы из двух ступеней.
В школе первой ступени предусматривалось пятилетнее обучение детей в возрасте от 8 до 13 лет. В школе второй ступени четыре года обучались подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Предполагалось совместное обучение мальчиков и девочек, отменялись домашние задания, оценки, аттестаты, экзамены.
Стоит отметить, что в 1920 г. в Беларуси 52,6% населения в возрасте от 9 до 49 лет не умело читать и писать, а потому одной из первых задач была ликвидация неграмотности. Осенью 1920 г. в Минском уезде имелось всего 10 школ, в которых не было ни одного учебника, не хватало и учителей. В некоторых деревнях люди сами обращались в органы народного образования с просьбой направить к ним преподавателей, своими силами приводили в порядок помещения. В 1922-24 гг. школ в БССР всё равно числилось не так много – чуть более 4 тысяч. Учиться там могли лишь 38% детей, подлежащих обучению. У 25% учителей не было даже среднего образования.
Первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский жаловался, что на один карандаш приходится 60 учащихся, а одна чернильница – на 100 учащихся. Чернил не хватало, ученики смешивали их сами из сажи, свёклы или черники. Тетради делали, сшивая листы бумаги, а чаще всего писали на газетных полях.
После окончания советско-польской войны 1919-1921 гг. наркомат образования БССР решил не создавать школы второй ступени. Вместо 9-летней школы была введена семилетка, в которой обучались дети до 15 лет. Из системы образования фактически выпала средняя общеобразовательная школа, что создало определенные сложности с комплектованием вузов. Рабочие факультеты (рабфаки) могли лишь частично заполнить этот пробел и вскоре на базе семилетки создали двухгодичные курсы по подготовке молодежи для поступления в высшие учебные заведения.
В 1923 г. в БССР был разработан и утвержден 15-летний план ликвидации неграмотности взрослого населения, впоследствии его сократили до 10 лет. Мужчин и женщин обучали в государственных школах и учреждениях, пунктах ликвидации неграмотности.
В том же году в СССР было введено платное обучение. При зарплате до 40 рублей в месяц родители должны были уплатить 5 руб. в полугодие учебы. Если зарплата превышала 125 руб., платить нужно было 30 руб. А вот торговцы, владельцы предприятий, священники и другие представители непролетарских профессий за учебу должны были заплатить от 50 до 100 руб. в полугодие. В деревнях крестьяне неохотно давали деньги на обучение детей, к тому же учиться больше 2 лет они не считали нужным, ведь срочно требовались помощники по хозяйству.
В начале 1924 г. на Всебелорусском съезде Советов поставили задачу по введению всеобщего начального обучения. Выполнение требовало увеличения сети школ, но средств не хватало, поскольку шло восстановление народного хозяйства и транспорта.
В 1926 г. Совет народных комиссаров БССР принял постановление «О введении обязательного всеобщего образования» (начального в деревнях и семилетнего в городах) для детей в возрасте от 8 до 15 лет. К концу 1920-х годов на территории Беларуси работало более 5 тыс. таких школ. Обязательное образование и расширение сети учебных заведений потребовали дополнительных педагогических кадров. Для этого в Минске, Витебске, Гомеле и Могилёве были открыты педагогические институты, где готовили преподавателей школьных и дошкольных учреждений, библиотекарей, клубных работников, агитаторов.
В середине 1920-х гг. выросло государственное финансирование образования. Если в 1923/24 учебном году на образование выделили 5,4 млн рублей, то в 1925/26 году – уже 14,8 млн. Это принесло хорошие результаты. К 1927/28 учебном году в БССР работало 5536 общеобразовательных школ, в 4941 занятия проводили на белорусском языке, в 530 на языках других народов, проживавших в республике. Школу посещали 79% детей в возрасте 8-12 лет.
Единая система общеобразовательной школы в СССР была установлена в начале 1930-х гг. Начальная школа включала 4 класса, неполная средняя – 7 классов и средняя – 10 классов. Тогда же в школах появились классные руководители, их назначала дирекция из числа школьных учителей. Им предстояло следить за дисциплиной и успеваемостью учеников, организовывать учебную и воспитательную работу.
В 1935 г. Совет народных комиссаров СССР выпустил постановление «Об организации учебной работы и внутреннего распорядка в начальной, неполной средней, средней школе». С того времени учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 1 июня, устанавливалась продолжительность уроков и их количество в учебный день.
1PROF.BY