Что представляет собой «синдром отличника» и к чему он приводит, – рассказала в интервью доктор философских наук, профессор ГрГУ имени Янки Купалы Снежана Семерник

Что представляет собой «синдром отличника» и к чему он приводит, – рассказала в интервью доктор философских наук, профессор ГрГУ имени Янки Купалы Снежана Семерник

27 октября 2024 155
Дети, страдающие синдромом отличника, – это недолюбленные дети.

Многим точно приходилось встречаться с термином «синдром отличника». Кто-то приписывал его своим знакомым, другие примеряли на себя. Казалось бы, что плохого может таить желание оставаться первым в любом начинании, всегда жаждать лидерства и высшего результата. Оказывается, такое стремление может быть нездоровым и вместо желаемого успеха приносить лишь вред. 

 Что представляет собой «синдром отличника» и к чему приводит, – рассказала в интервью доктор философских наук, профессор ГрГУ имени Янки Купалы Снежана Семерник.

Недолюбленные дети

– Снежана Здиславовна, расскажите, как проявляется синдром отличника?

 – Основной признак, говорящий о том, что у человека имеются такие особенности, – это стремление в абсолютно всех видах своей деятельности достигать максимально высокого результата. Этот человек желает всегда быть лучше других, отличаться от них. При этом он очень требователен и к самому себе, и к другим.

– Но ведь это убеждение несет в себе негативный смысл, верно? 

 – Неспроста термин включает в себя слово синдром. Иногда употребляется выражение «комплекс отличника». Это указывает на болезненное состояние человека. Понятно, что невозможно всегда и во всем быть первым. А каким образом человек определяет, лучше он или хуже? Посредством сравнения. Он постоянно сравнивает себя, свои успехи и достижения с результатом окружающих. Более того, он интуитивно желает получить обратную связь – будь то похвала или признание. Человек с синдромом отличника нуждается в подтверждающем позитивном оценивании, чтобы почувствовать собственную значимость. 

– Для чего ищут признания у окружающих?

– На самом деле такие люди глубоко неуверенны в себе. Желая получить доказательство того, что они значимы, ценны и важны, они ищут одобрение со стороны. Это говорит о внутренней неустойчивости личности. 

– Почему так происходит?

 – Подобное поведение может проявляться из-за недостатка любви и внимания. Есть два типа любви: любовь-принятие (безусловная любовь) и любовь-признание (любить за заслуги). Первый тип иногда еще называют материнской любовью. Это значит, что человека принимают таким, какой он есть, и любят его просто так, без всяких условий и требований. А вот любовь-признание нужно заслужить. Мы получаем ее «за что-то»: хороший результат, красоту, поддержку, усердие или навык. Конечно, человек нуждается в двух видах любви, все должно быть в балансе. Но если баланс нарушается, это ведет к изменениям личности. Дети, недополучившие любви-принятия, будут восполнять этот дефицит любовью-признанием, они будут стремиться «завоевать» любовь, получить одобрение за свои достижения и успехи. 

По большому счету дети, страдающие синдромом отличника, – это недолюбленные дети, которых с детства ориентировали только на любовь-признание. Возможно, часто сравнивали с другими детьми, указывали на лучший результат, которого достиг кто-то другой. Недополучивший принимающей, безусловной любви ребенок рос, думая, что любовь нужно заслужить, она не дается «просто так», и он сам не достоин любви, любить его можно только «за что-то». А так как любимыми хотят быть все, они делали все, чтобы заслужить это.

Чужие успехи не в радость

– Понимает ли человек с синдромом отличника, что это нездоровое мировосприятие? 

 – Часто человек не распознает свое желание быть лучшим всегда и во всем, как нечто негативное. Хотя нередко стремление быть лучшим оборачивается отрицательной реакцией на достижения тех, кто рядом. Болезненная реакция на успехи других людей ложно интерпретируется таким человеком как «чувство справедливости». К примеру, ему кажется, что он проделал большую и значимую работу, а все лавры отдали другому человеку, который этого не заслужил. Крайняя степень синдрома отличника – болезненное реагирование на любую, даже саму незначительную похвалу, которая досталась не ему, а окружающим.
Есть еще одна сторона проявления синдрома отличника – таким людям трудно принимать бескорыстную поддержку, слышать добрые слова и получать подарки «просто так», без всяких предварительных усилий с их стороны. Они привыкли, что все это можно только заслужить. 

Интересно, что для окружающих люди с синдромом отличника вполне комфортны. Особенно в работе. Ведь они отдаются делу по максимуму, всегда готовы взять на себя больше обязанностей, тянут все в одиночку. 

– К чему приводит такое поведение в будущем? 

 – Любое болезненное состояние имеет тенденцию развиваться. Так происходит и с синдромом отличника. К примеру, если вчера вам было достаточно лишь небольшой похвалы, то сегодня вы будете требовать хвалебных речей. Перейдя на новый жизненный этап, к примеру, поступив в университет или устроившись на работу, человек с синдромом отличника встречает талантливых и одаренных людей, которые также достойны похвалы. Однако человеку трудно признать заслуги и похвалить кого-то другого. «Отличник» вступает с ними в конкурентные отношения, начинает им завидовать. Чувство зависти – это зависимость. От своей низкой самооценки, от постоянного сравнения себя с другими.
728x485_1_e1773e3dd6a517256d5fcecaeaad1fc4@3864x2576_0xU2JoImXL_7657232467041981439.jpg
Зависимый человек находится в постоянном напряжении. Это может привести к болезненным состояниям психики, например, к неврозам, но иногда и к более серьезным последствиям. Рано или поздно человек может просто не выдержать этого напряжения. 

Путь к исцелению

– Как распознать у себя развитие синдрома? И на что нужно обратить внимание родителей в поведении детей?
 
 – Легче всего обнаружить зачатки синдрома отличника, когда ребенок находится в школьной среде. Школа – это место, где ребенка регулярно оценивают и выражают эту оценку видимым образом – посредством отметок. Родители и педагоги могут отследить, насколько сильное у ученика стремление к похвале, к достижению высшего результата и как он в целом реагирует на неудачи. Здесь важно не ошибиться. Нет ничего плохого в стремлении ребенка сделать что-то «на десять». Главное увидеть разницу между высокой познавательной мотивацией – стремлением узнать что-то новое, улучшить свои навыки и желанием получить высшую похвалу любой ценой, когда ребенок учится только «ради отметки».  

Еще один симптом синдрома отличника – зацикливание на неудаче. Столкнувшись с неуспехом, такой человек возвращается к этой ситуации вновь и вновь и не может перестроиться на перспективный план действий. 

– Как избавиться от синдрома?

 – Первое и самое важное – осознать проблему. После этого решить, комфортно вам с такой особенностью или нет. Если нет – вас ждет глубокая переоценка ценностей, тщательная проверка содержания вашей личности и расстановка новых приоритетов.

Гродненская Правда