Законодательство не предусматривает перепроверку подписи избирателя по его требованию - ЦИК

Законодательство не предусматривает перепроверку подписи избирателя по его требованию - ЦИК

02 июля 2020 669
Избирательное законодательство не предусматривает процедуры перепроверки подписи избирателя по его требованию. Такая информация размещена на сайте ЦИК, сообщает БЕЛТА.
Законодательство не предусматривает перепроверку подписи избирателя по его требованию - ЦИК
В Центризбирком поступили многочисленные обращения по результатам проверок территориальными избирательными комиссиями достоверности подписей в поддержку выдвижения кандидатами в президенты некоторых лиц. "В обращениях заявители требуют сообщить о порядке отбора подписей для проверки и подтвердить законность действий комиссий, проверить и подтвердить признание или непризнание именно их подписи недостоверной", - рассказали о сути обращений в ЦИК. Кроме того, избиратели требуют учесть их подпись, если она не была учтена, в том числе в случаях, когда все подписи по соответствующему району в поддержку выдвижения определенного кандидата не были учтены соответствующей территориальной комиссией.

"Избирательное законодательство не предусматривает процедуры перепроверки подписи избирателя по его требованию, предоставления ему копий материалов по проверке подписей и индивидуального или группового обжалования избирателями результатов проверок в судебном порядке. На практике это не может быть реализовано из-за многотысячного количества подписных листов и подписей в них", - отметили в ЦИК.

Как пояснили в Центризбиркоме, также нет правовых оснований для удовлетворения обращений избирателей с просьбой "засчитать" их подписи, когда территориальная комиссия на основании ч. 21 ст. 61 Избирательного кодекса не учла все подписи в поддержку выдвижения определенного кандидата. Например, как это было с подписями избирателей по Московскому и Фрунзенскому районам Минска в поддержку выдвижения Виктора Бабарико.

Знакомиться с материалами проверки документов, необходимых для регистрации кандидата в президенты, в соответствии с ч. 7 ст. 68 Избирательного кодекса вправе только тот, кто выдвигался кандидатом в президенты. "Это же лицо вправе обращаться в суд в случае отказа ему в регистрации кандидатом в президенты в соответствии с положениями ч.5 статьи 68 Избирательного кодекса. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения поступивших заявлений не имеется", - подчеркнули в ЦИК.

Центральная комиссия напомнила, что порядок проверки достоверности подписей избирателей установлен в ч.ч. 14-21 ст. 61 Избирательного кодекса. Территориальная комиссия в отношении каждого претендента на пост главы государства отбирает для проверки подписные листы, содержащие не менее 20% подписей от их общего количества. Если в результате проверки будет выявлено меньше 15% недостоверных подписей, то проверка завершается. Засчитываются все подписи, кроме недостоверных и не подлежащих учету и проверке. При выявлении более 15% недостоверных подписей комиссия дополнительно отбирает для проверки еще 15% подписей.

Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей недостоверными установлен ч. 18 ст. 61 Избирательного кодекса. В общем количестве сданных не учитываются подписи избирателей, проживающих в другом районе, городе, районе в городе. Не подлежат проверке и учету подписи, вычеркнутые членом инициативной группы с письменной оговоркой о таком исключении, а также все подписи избирателей в подписном листе при отсутствии в нем сведений о выдвигаемом лице. Если проводились две проверки и по их результатам было выявлено более 15% недостоверных подписей от общего числа проверенных, то дальнейшая проверка прекращается. Все подписи в подписных листах, сданных по району, городу, району в городе не учитываются (ч.21 ст. 61 Избирательного кодекса). В ЦИК обратили внимание, что такая процедура применяется при проведении всех выборов, и в поступивших обращениях о фактах ее нарушения не сообщается.

БелТА