Дешёвая энергия, новые рабочие места и сэкономленные миллионы долларов. Какие еще преимущества несет ввод в эксплуатацию БелАЭС? (+видео)

Дешёвая энергия, новые рабочие места и сэкономленные миллионы долларов. Какие еще преимущества несет ввод в эксплуатацию БелАЭС? (+видео)

10 ноября 2020 659
Новая неделя в стране началась под знаком повышения мощности первого энергоблока Белорусской атомной электростанции. С субботы, когда её открыл Президент, станция уже сэкономила для страны около миллиона долларов, которые пошли бы на покупку газа, сообщает ОНТ.
Дешёвая энергия, новые рабочие места и сэкономленные миллионы долларов. Какие еще преимущества несет ввод в эксплуатацию БелАЭС? (+видео)
Дешёвая энергия, более двух с половиной тысяч новых рабочих мест, развитие Островца. И Беларусь теперь в сообществе ядерных держав – сильных и уверенных в себе государств. Всемирная ядерная ассоциация оценила ввод в эксплуатацию БелАЭС как важный вклад в мировую энергетическую промышленность. Вслед за нашей страной новые атомные электростанции появятся в Бангладеш и Турции. А в Египте и Узбекистане АЭС в стадии проектирования. Там в качестве примера безопасности и эффективности изучают именно белорусский проект.

Энергия с нашей станции уже поступает во все регионы страны. Реактор работает на мощности 40%, постепенно её будут повышать. Станция позволит обеспечить собственную энергетическую независимость, упрочит нашу экономику. И уже есть планы о строительстве второй такой же. В «Росатоме» заявили: готовы участвовать и в новом проекте. 
Запуск первого блокаАЭС в Островце – безусловно, событие важное не только для Беларуси. Очевидным успехом сегодня это называют и в России. Реализация такого большого атомного проекта за пределами страны- это всегда, для любой корпорации, подтверждение конкурентоспособности отрасли и потенциал для развития партнерства. Наша станция еще не заработала в полную силу, а россияне уже получили предложение «на вырост»: Беларусь думает о строительстве еще одной АЭС. «Росатом» готов участвовать, при чем не просто самостоятельно выполнить заказ, а в большей степени, сделать это руками белорусских специалистов. Станция в Островце – еще и уникальный пример строительства с высокой степенью локализации.

Больше 50% общестроительных работ сделали белорусские специалисты. На такой уровень кооперации «Росатом» еще не выходил ни с кем. Фактически речь идёт о новых технологических компетенциях. В Беларуси появилась около тысячи собственных специалистов, которые прошли обучение и уже сегодня способны сами эксплуатировать считающуюся в мире наиболее современной станцию. А это узкопрофильные навыки высочайшего класса.

Сергей Марков, генеральный директор Института политических исследований«Эта атомная станция построена по самым новейшим технологиям, самой крупной компанией в мире, которая делает атомные станции. Это российский «Росатом», который, безусловно, доминирует сегодня в мировой атомной промышленности, атомной энергетике. Это совершенно безопасные технологии, которые многократно проверены учеными со всего мира, которые работают через МАГАТЭ и агентство по атомной энергетике при ООН». 

И теперь эти технологии начинают работать на Беларусь. О плюсах уже много сказано. Если схематично и о том, что на поверхности, то это, удешевление электроэнергии с 4,2 до 3,5 центов за один киловатт час: больше электричества можно потреблять и на бытовом уровне, и в промышленности. Снижение энергозатратности, а, следовательно, повышение конкурентоспособности белорусской продукции. Но главное – собственная АЭС – это новое направление для независимого развития национальной энергосистемы.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Это приведет к тому, что энергетический баланс Беларуси будет диверсифицирован. Сейчас около 97% электроэнергии производится на газовых станциях и, соответственно, первый и в дальнейшем второй энергоблок, если будут работать для внутреннего рынка, приведут к тому, что часть газовых электростанций сократит свою выработку и в электроэнергетическом балансе будет довольно большая доля и атомной электростанции. Это приведет к тому, что Беларусь сократит закупки газа. Каждый энергоблок АЭС позволит сэкономить закупки около трех миллиардов кубов в год». 

А это значительное сокращение валютных расходов. Собственная электроэнергия – еще и возможность заработать. Из 1200 мегаватт мощностей первого реактора в Островце, уже зарезервировано больше половины энергии. Под проекты Минтранса, Белоруской железной дороги, предприятий коммунального хозяйства. И это только начало, что, похоже, уже не всем нравится. Некоторые эксперты на западе, забывая, что у нас с Россией Союзное государство, предпочитают называть проект строительства Белорусской АЭС – «атомной экспансией Кремля». Правда, явным предлогом критики становится якобы неэкологичность и небезопасность. Так же, как и в Беларуси, появляются претензии к аналогичным проектам «Росатома» в Финляндии, Венгрии, Турции, Иране. Но дело, конечно, не в экологии.

Станислав Бышок, политолог: «Сейчас, конечно, вопрос энергетики очень сильно политизирован. В перспективе мы надеемся, что политика все-таки будет отдельно, а электроэнергия и вопросы экономики будут отдельно. И, когда мы сможем разграничить политику и экономику, тогда я думаю, что Беларусь вполне может поставлять энергетику в страны Европейского союза, то есть это вопрос исключительно политический, а не экономический».

Наглядный пример – прибалтийское сопротивление. Ноты протеста, показательная раздача населению таблеток йода. Хотя в этом случае уже явно пригодилось бы другое лекарство. Например, Польшу – а ей новую атомную станцию построят американцы – Литва не критикует. Это, наверное, как принято говорить, конечно, другое.  Возможность самим получить электроэнергию по выгодной цене- оказалась вторичной. Вначале- политические мотивы, которые, уверены эксперты, окажутся себе дороже. Будущее же Белорусской АЭС от таких демаршей темнее не станет. Есть предложение, найдется и спрос. 

А Беларусь будет экономить свои и еще зарабатывать. Поэтому и возникла идея строительства еще одной АЭС. С учетом опыта работы в Островце, так уже говорят в «Росатоме», можно будет сократить сроки и оптимизировать стоимость нового проекта. На данный момент портфолио российской корпорации – это 36 реакторов в 12 странах, а общая сумма заказов составляет 133 миллиарда долларов. 25 блоков уже сейчас – в стадии строительства. Остается ждать, когда к ним добавится и проект второй белорусской атомной станции. 

В общем, какие бы споры не велись вокруг строительства новых станций, а уже понятно, что чаще в них больше политики, XXI век обещает бум на рынке атомной промышленности: новые виды топлива, перспективные реакторы, первая в мире плавучая АЭС. И Беларусь уже встроена в эти прорывные программы. После полного запуска БелАЭС ситуация на европейском энергетическом рынке, безусловно, изменится. А, если будет построена и вторая, наша страна, как бы кому-то этого не хотелось, станет наряду с Россией – одним из ключевых игроков в регионе. 

ОНТ