Жаворонки против сов

Жаворонки против сов

Жаворонки против сов

02 ноября 2019 2324

Как много спорных явлений, понятий и выражений порождает наш такой толерантный и одновременно такой бескомпромиссный век! Об одном таком понятии я узнала совсем недавно, блуждая по просторам интернет-вселенной. И, честно говоря, была до глубины души возмущена его категоричностью и цинизмом. Возможно, вам о нём тоже приходилось слышать. Это понятие «жаворонковый фашизм». Всех любителей природы хочу сразу успокоить: крылатые вестники весны тут абсолютно ни при чём! Речь пойдёт не о птицах, а о людях, точнее, о двух человеческих хронотипах – «жаворонок» и «сова».

Все мы привыкли делиться на группы, которые находятся в негласном противостоянии друг с другом. Отцы и дети. Брюнеты и блондины. Богатые и бедные. Молодежь и старики. Демократы и консерваторы. Ну и «жаворонки» и «совы», конечно.

На протяжении многих тысячелетий никто и не догадывался о существовании этих двух отрядов пернатых внутри рода человеческого. Ученые начали делить нас на птичьи стаи только во второй половине прошлого века. Почему так недавно? Потому что раньше практически все люди были «жаворонками». Наши предки, за неимением электричества, были вынуждены приспосабливать весь свой жизненный распорядок под «природное» освещение. Поэтому они просыпались с первыми лучами солнца и укладывались спать, когда оно клонилось к закату.

Однако с появлением электрических лампочек необходимость в жизни «по солнцу» исчезла. Появилась возможность работать и отдыхать в любое время суток. Так среди хомо сапиенс и появились ночные существа – совы. В отличие от жаворонка, который просыпается ни свет ни заря с огромным зарядом кипучей энергии и бодрости, сова уверена, что утро может быть добрым только в том случае, если начинается не раньше обеда. В то время как жаворонок переделал много дел и, высунув язык, поплелся на перекур, сова, лениво потягиваясь, только выныривает из-под одеяла. Если же сове приходится просыпаться с первыми лучами солнца, то она или весь день клюёт носом, или портит настроение всем, кто попадается ей на пути. И только под вечер она полностью оживает, готова и горы свернуть, и луну с неба достать, и коня на скаку остановить.

И вот недавно среди сов - этого порождения современной цивилизации, которому по меркам истории без году неделя, – начало раздаваться недовольное «уханье». Дескать, этот мир предназначен только для жаворонков, а сов будто бы выбросили на обочину жизни. Расписания, графики, нормы этикета – всё создано исключительно для удобства тех, кто рано встаёт. Так, к примеру, среднестатистический рабочий день начинается и заканчивается слишком рано, чтобы совы смогли проявить свои таланты и способности. Графики работы всех учреждений не учитывают «совиные» пики активности и открываются и закрываются чересчур рано. Телефонные звонки поздним вечером считаются моветоном, музыка по ночам – нарушением порядка. Словом, сплошная дискриминация! А чтобы подчеркнуть масштаб собственной трагедии, недовольные совы даже жуткий политический термин приплели, от которого со времен Второй мировой войны у каждого здравомыслящего человека мурашки по телу бегут.

На первый взгляд, рассуждения сов о несправедливом устройстве мира не лишены смысла. И даже я, истинный жаворонок, поначалу была готова сочувственно кивать, слушая их недовольное «уханье». Однако, блуждая по просторам всё той же интернет-вселенной, я узнала про один интересный эксперимент, проведенный британскими учеными. Он-то и заставил меня сомневаться в обоснованности «совиных» претензий. Участников этого эксперимента поместили в комнату, полностью изолированную от окружающей среды. Каждый день им искусственно сдвигали время на час вперед, и через две недели они полностью изменили свой режим: совы стали жаворонками, а жаворонки - совами. Получается, существование хронотипов - это очередной миф? Может быть, просто одни люди дисциплинированнее и организованнее других? Кто-то может сказать себе: «Надо!» - и встать ни свет ни заря если не в отличном, то хотя бы в рабочем настроении. А кому-то проще, лениво потягиваясь под одеялом, обвинять весь мир в несправедливом заговоре против себя любимого и навешивать ярлык фашиста на каждого, кто только попробует завести будильник.

Как бы то ни было, сова – это не только метафоричное название полуночника, но еще и символ мудрости и знаний. Хочется надеяться, что в борьбе с навешиванием отвратительных ярлыков мудрость всё-таки победит и в нашей жизни на одно спорное, категоричное и циничное понятие станет меньше.

Наталья Курьян, kuryan-natalya@mail.ru