Общество

Нужен ли репетитор дошкольнику? Разбираемся вместе с психологом  и педагогами

Нужен ли репетитор дошкольнику? Разбираемся вместе с психологом и педагогами

21 марта 2021 1769
В каком возрасте отдавать ребенка в школу: в шесть лет или все-таки в семь? Какую школу выбрать: рядом с домом или дальше, но более престижную? Учит ребенка читать, писать и считать заранее – либо ждать, что всему его научат в школе? Эти и другие вопросы волнуют многих родителей воспитанников старших групп учреждений дошкольного образования.

Однажды в разговоре с подругой затронула тему подготовки детей к школе. Оказалось, что ее старшая дочь посещала частные групповые занятия. Результатом молодая мама осталась довольна и теперь планирует повторить положительный опыт с меньшим ребенком. «Конечно, я и сама могла бы позаниматься с сыном, но у меня совсем нет на это времени. А развивать детей нужно, поэтому и решила доверить его профессионалам», – аргументировала она свой выбор. Мне стало интересно: а на самом ли деле нужен репетитор дошкольнику? Давайте разбираться.

Целесообразность частных уроков для дошкольников – тема, однозначно, дискуссионная. Одни родители говорят, что это выброшенные деньги, не нужно лишать малыша детства и, вообще, «мучить» дошкольника чтением, счетом и письмом.

Их оппоненты отвечают, что не все так просто. И такое несерьезное отношение грозит родителям большим количеством проблем, с которыми сталкиваются новоиспеченные первоклашки. Далеко не все родители физически успевают помочь ребенку хорошо подготовить домашние задания. А есть еще множество организационных моментов, сложности в общении и так далее.

Что говорят педагоги?

– Ребенка однозначно необходимо готовить к школьной жизни, – уверяет классный руководитель первого класса средней школы № 5 г. Новогрудка Виктория Кривопуст. – Однако основная задача дошкольной подготовки заключается вовсе не в освоении программы первого класса заранее. Так, если ребенок знает буквы, считает до десяти и обратно, решает несложные примеры, ему первое время будет легче, чем одноклассникам, не имеющим таких знаний. Но, поверьте, к середине учебного года этой разницы мы уже не заметим. К тому же эта кажущаяся легкость в дальнейшем может обернуться большой бедой – маленький человек не поймет, что получение знаний – это большой труд. Внимательно слушать учителя, анализировать задание и определять, что потребуется для его выполнения, доводить поставленные задачи до конца, оценивать результат собственного труда, исправлять сделанные ошибки – ребенка нужно научить учиться. А это – не такая и простая «наука», как кажется.

– Ребенок из комфортной игровой среды яслей-сада попадает в совершенно другую «взрослую» обстановку. Учитель дает задание сразу всему классу. Бывает, ребенок просто не понимает, что это задание необходимо делать и ему, ученик ждет личного обращения. В итоге – слезы, непонимание и нежелание идти в школу. Большого количества школьных проблем можно избежать просто правильной подготовкой ребенка к школьной жизни. И, на мой взгляд, наиболее удачный для этого вариант – школа дошкольника, – отмечает Виктория Николаевна. – Они сейчас функционируют на базе каждого учебного заведения. Посещая их, ребенок привыкает и к обстановке, и к детскому коллективу (часть дошкольников впоследствии станут его одноклассниками), и к учителю. Практика показывает, что у детей, которые посещали такие занятия, период адаптации прошел более мягко и незаметно. 

Мнение психолога

– Родители дошкольников должны понимать, что овладение определенными знаниями, несомненно, важно в процессе подготовки ребенка к школе. Но не менее значимой для успешной адаптации является психологическая готовность маленького человека к вливанию в новый коллектив и обучению. Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и неусидчивость и невнимание, – отмечает психолог Новогрудской ЦРБ Роман Хотян. – Родители часто задаются вопросом: «Когда нужно начинать психологически готовить ребенка к школе». Большинство уверены, что в последний год. Некоторые считают, что чуть раньше – за 1,5-2 года до школы. На самом деле – с самого рождения. Это вовсе не значит, что жизнь дошкольника должна состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок – иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

На что обратить внимание! Родителям необходимо познакомиться с сензитивными периодами развития ребенка (это периоды наивысших возможностей для эффективного развития какой-либо стороны психики). И, например, во время занятий с годовалым малышом сконцентрировать внимание на развитии мелкой моторики рук. В двухлетнем возрасте лучше заняться пополнением словарного запаса. В три года ребенка нужно знакомить с окружающим миром. В четыре – заниматься социальной адаптацией. В пять – создавать условия для раскрытия его творческого потенциала...

Учимся играя

Не могла не заглянуть и в школу раннего развития «Умка» Центра творчества детей и молодежи. В настоящее время здесь в трех разновозрастных группах занимаются 23 дошкольника в возрасте от 4 до 7 лет.

– Любой педагог, не задумываясь, ответит, что заниматься с дошкольником необходимо. Дошкольный возраст – ответственный период в жизни ребенка: интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательной и творческой активности. Правильно и вовремя начатое развитие ребенка раннего возраста – залог его будущих успехов, – говорит заведующий учебно-методическим кабинетом Новогрудского районного ЦТДиМ Светлана Крынская. – Работу «Умок» мы построили так, чтобы дети не скучали ни минуты, а занятия были посильными, интересными, помогали всестороннему развитию и социализации малыша. Обучение в школе раннего развития осуществляется по трем направлениям: развитие логического мышления и математических способностей, а также творчество – базовые, еще одно направление ежегодно меняем по запросам родителей. Две получасовые перемены между занятиями – динамичная и развивающая – наполнены увлекательными играми на развитие коммуникативных качеств ребенка, координацию движений и др. В легкой и непринужденной обстановке мы помогаем привить детям интерес к учебе. Отрадно, что многие учащиеся, которые приходят к нам в Центр творчества в самом раннем возрасте, уже будучи школьниками, продолжают развивать свои способности в объединениях по интересам и достигают высоких результатов.

Быть или не быть?

В эру интернета не могла не спросить у «гугла», можно ли найти репетитора для дошкольника онлайн. Ответ очевиден: можно! И география очень широкая – родители могут выбрать для своего ребенка педагога и из-за рубежа. Конечно, с кем будет заниматься ребенок, дело только его папы и мамы. Ясно одно: занятиям с дошкольниками – быть!

Татьяна Сазанович, «НЖ»