«В большинстве случаев про деньги можно забыть». Правозащитница рассказала, как белорусов обманывают при покупке туров

«В большинстве случаев про деньги можно забыть». Правозащитница рассказала, как белорусов обманывают при покупке туров

16 августа 2022 693
В сфере туризма немало мошенников, желающих легкой наживы.

Обман на 289 433 рубля
Согласно обвинению 37-летняя женщина создала страницу в Instagram с названием, похожим на наименование известной турфирмы, и от ее лица начала предлагать услуги, связываясь с потенциальными клиентами по телефону или в мессенджерах. Заключив договор и получив деньги, обвиняемая тратила их на что угодно, но не на организацию тура. Когда же приходило время поездки, она скидывала обманутым гражданам фиктивный сертификат, согласно которому незадачливые туристы, якобы, заразились коронавирусом и поехать никуда не могут. По данным суда, таким образом обвиняемая обманула более 100 человек на сумму 289 433,77 рубля.

Женщину осудили за мошенничество и приговорили к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы и к штрафу в размере 200 базовых единиц (6 400 рублей). На сайте Верховного суда Республики Беларусь говорится, что с обвиняемой взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших. По словам правозащитников, полное возмещение материального ущерба в таких случаях – скорее исключение, чем правило:

– Злоумышленников ловят, осуждают, сажают в тюрьму. Но, чаще всего, потерпевшие могут стопроцентно рассчитывать только на моральное удовлетворение: преступник наказан. Материальная компенсация редко выплачивается в полном размере, – рассказывает зампредседателя республиканского общества защиты прав потребителей Тамара Бельская. – Часто оказывается, что взыскивать ущерб просто не из чего. Если у преступника только одна квартира, забрать ее по закону нельзя. Можно забрать автомобиль, но что делать, если его нет? Сам злоумышленник находится в тюрьме, не работает, а, значит, денег у него нет.

По мнению Тамары Бельской, это серьезная проблема, требующая рассмотрения на высшем уровне и, по возможности, пересмотра законодательства:

– В некоторых странах есть практика, по которой ущерб потерпевшим выплачивает специальная государственная структура, которой осужденный потом становится должен. И у этого долга нет срока давности. Я думаю, нашему государству полезно было бы рассмотреть такие примеры. Когда-то уже проходило предложение по обязательному страхованию этой деятельности, чтобы потом можно было получить хотя бы какие-то деньги от страховой компании. Но, я думаю, это все равно не то.

Смазанный финал
По словам Тамары Бельской, споров стало особенно много, начиная с 2021 года, в разгар пандемии коронавируса, когда лихорадило всю туристическую отрасль. В такие моменты туристам приходится ругаться уже с официальными турагенствами и туроператорами. Бывали случаи, когда потребители добивались переноса поездки или возврата средств. Но бывали и менее успешные случаи.

– Некоторые туристические компании нашли способ не отдавать деньги, объявляя о своей ликвидации, – рассказывает правозащитница. – По закону, потребитель в праве стребовать деньги с ликвидатора. Но чаще всего ликвидатор ставит такие обязательства далеко не на первую очередь. При этом, стабильно продолжая работать долгие годы и выплачивать сотрудникам зарплаты. Так что, в большинстве случаев о деньгах можно забыть.

По словам Тамары Бельской, предотвратить такие случаи поможет введение в стране обязательного лицензирования таких компаний с оплатой внушительных сумм. Во-первых, из этих денег можно сформировать фонд, из которого в форс-мажорных случаях и будут выплачиваться деньги потребителям. Во-вторых, это уберет с рынка ненадежных игроков и стабилизирует его:

– В свое время государство таким образом стабилизировало банковский и страховой рынок. Сейчас, чтобы открыть банк, нужно внести довольно внушительную сумму в уставной капитал, – объясняет Тамара Бельская. – Понятно, что в случае с туристическим сектором создание такого вот гарантийного фонда скажется на себестоимости услуг. Но это определенная гарантия безопасности для туриста. К тому же, когда речь идет о многомиллионном турпотоке, это будет рост стоимости на процент-полпроцента.

Сказка о попе и его туроператоре
О чем стоит подумать государственным служащим, понятно. Но что делать обычным белорусам прямо сейчас, чтобы не попасть на удочку мошенников?

– Так и хочется процитировать Пушкина: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной», – говорит Тамара Бельская. – И не ленился бы. Потребителей очень избаловали гаджеты, благодаря которым можно сделать все что угодно, не поднимаясь с дивана. Но ведь гаджеты – это и новые способы обмана. Поэтому единственный совет, который я могу дать туристам – быть бдительными. И когда покупаете туры у официальных продавцов, и когда пользуетесь услугами каких-то перекупщиков. Все проверяйте, а если можете, то и дойдите до офиса и все сами спросите.

Для тех, кто уже потратил деньги и точно никуда не едет, из всего вышесказанного складывается довольно мрачная картина. Тем не менее, специалисты общества по защите прав потребителей все еще рекомендуют им обращаться со своей проблемой в суд:

– Да, компенсацию получат не все. Но кто-то же получит. Если мы не будем пробовать отстаивать свои потребительские права, у нас буйным цветом зацветет мошенничество.


1prof.by