
Как сообщает польский портал Bankier, в список подорожавших вошли продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, а также товары бытовой химии и детские товары.
Согласно данным аналитической платформы UCE Research и группы частных университетов WSB Merito, больше всего подорожали:
Фрукты – +13,2% в годовом исчислении (ранее 12,4%).
Кофе, чай, алкоголь и т. д. – +12,8% в годовом исчислении (в апреле –9,8%).
Молочные продукты – +9,2% в годовом исчислении (в апреле – 7,8%).
Жировая продукция (сливочное масло, маргарин, растительные масла) – +8,9% г/г (в апреле – 14,8%).
Сладости и десерты – +7,7% в годовом исчислении (в апреле – 8,5%).
Хлеб – +6,5% в годовом исчислении (в апреле – 6,7%).
По мнению экспертов, отсутствие резких изменений на рынке зерна способствует стабилизации цен на хлеб.
Причины роста цен
Эксперты отмечают, что рост цен на фрукты связан с погодными аномалиями, весенним похолоданием и задержкой урожая, например, клубники. Также оказали свое влияние ограниченные поставки и высокий спрос.
«Снижение урожая, засухи, а также высокие производственные и логистические издержки – тенденции, которые продолжают оказывать влияние на цены и будут делать это в последующие сезоны», – отметила эксперт Агнешка Гавлик из WSB Merito.
Повышение стоимости чай, кофе и алкоголя объясняется ростом цен на сырье на мировых рынках и колебаниями валютных курсов.
Молочные продукты попали в топ-3 подорожавших товара из-за высоких производственных затрат на корма, энергоносители и рабочую силу, а также из-за снижения объемов производства.
«В сравнении с апрелем рост цен несколько ускорился. Главными факторами этого остаются высокие затраты на производство и распределение, включая расходы на энергию, транспорт и оплату труда. Кроме того, удорожание отдельных видов сырья на мировых рынках непосредственно влияет на стоимость конечной продукции», – отметила аналитик Иоанна Мыслиньска-Вепров из WSB Merito University.
Динамика изменения цен на продукты в Польше
Месяцем ранее цены в магазинах выросли на 5,6%, в марте – на 6,7%, в феврале – на 5,8%, в январе – на 5,9%.
Из 17 категорий единственное снижение стоимости зафиксировано в сегменте оптовых товаров (сахар, мука и т. д.), где цены упали на 2,3% в годовом исчислении (в апреле – на 2,9% в годовом исчислении).
Эксперты считают, что рост цен также можно объяснить уменьшением количества скидок в мае по сравнению с апрелем, когда ритейлеры активнее проводили акции перед праздниками.
1PROF.BY