На «Беларусь 3» покажут телеверсии двух знаковых спектаклей из репертуара Большого театра оперы и балета

На «Беларусь 3» покажут телеверсии двух знаковых спектаклей из репертуара Большого театра оперы и балета

10 июня 2022 354

Телеверсии «Конек-Горбунок» и «Дикая охота короля Стаха».

Следующие выходные самая культурная кнопка отечественного телепространства предлагает провести под звуки музыки классиков советского оперного и балетного искусства. В субботу в 22:45 на «Беларусь 3» покажут телеверсию одной из самых ярких недавних премьерных новинок Большого — балет «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина. Ну а вечер воскресенья телеканал предлагает встретить вместе с героями Владимира Короткевича. Показ оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» начнется в 14:45. Но важно отметить: телеверсии спектаклей — это не дополнение к живому театру, а скорее палочка-выручалочка для тех, кто по разным причинам не может прийти в зрительный зал в назначенный день и час, пишет СБ.

Пошли от печки
«Троянский конь» — так в театре в шутку называют «Конька-Горбунка»: спектакль поставил известный балетмейстер народный артист Беларуси Юрий Троян. Юрий Антонович не только выступил автором либретто, переосмыслив самое известное произведение Петра Ершова, но и весьма бережно обошелся с музыкальным материалом. Более того, сохранив сказочный сюжет, Троян одновременно сделал его совершенно другим: и современным, и вечным, и по-балетному лихим. 

— При этом главным для нас было передать атмосферу и дух русской народной сказки. Для этого постарались сделать все по максимуму. Вся история начнется от… печки. В русской сказке это, как известно, один из важнейших символов, за которым скрывается множество знаков и смыслов, — добавляет Юрий Антонович. 

Исполнительница роли царь-девицы заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова называет «Конька-Горбунка» большой личной и творческой удачей:

— Спектакль получился по-настоящему сказочным, волшебным. А это то, чего нам порой всем так не хватает в жизни. И еще мне кажется, что для первого знакомства детей с таким серьезным жанром, как балет, лучшей постановки не найти. Сюжет максимально близок к первоисточнику, маленькие зрители его легко поймут. Моему сыну три года, недавно мы как раз пересмотрели вместе мультфильм «Конек-Горбунок». Я объяснила Данику, что буду такой же царь-девицей, как на экране, только на сцене. 

Специально для «Конька-Горбунка» художник по костюмам Екатерина Булгакова создала три сотни эскизов. В мир сказок она попыталась проникнуть, изучив десятки картин: от работ самого знаменитого из русских иллюстраторов Ивана Билибина до нашего Льва Бакста. 

— В спектакле уживаются два мира: мир людей и сказочных существ, которые в конце концов помогут главным героям найти свое счастье, — объясняет Екатерина Булгакова. — Поэтому все сказочные персонажи придуманы такими, какими их может вообразить только ребенок: в смешных нарядах, ярких, как детская раскраска.


Идет охота
Оперой «Дикая охота короля Стаха» Большой с размахом отметил конец 88-го театрального сезона. Режиссер Анна Моторная сделала ставку не столько на мистический сюжет, сколько на историческую реконструкцию: в спектакле есть и узнаваемые элементы эпохи, и бережно воссозданные народные обряды.

Знаменитый детективный сюжет, придуманный Владимиром Короткевичем еще в 1950-х, обрел в постановке Моторной новые смыслы. Но главная идея повести о всепобеждающей силе любви, безусловно, осталась. Режиссер обращает внимание: 

— Однако прежде всего мы говорим (через реконструкцию обрядов и легенд) о неповторимой атмосфере Беларуси, ее традициях и людях. Черты готического романа, мистической, исторической и романтической драмы — вся эта неповторимая атмосфера есть и в романе Короткевича, и в либретто Светланы Климкович и, конечно, в музыке Владимира Солтана. Дирижер Андрей Иванов, к слову, работал с оригинальной партитурой произведения. 

За художественное оформление постановки и декорации (их можно разглядывать часами) отвечал Андрей Меренков — ученик известного сценографа Бориса Герлована и художника Мая Данцига. Акцент — на символы, которые каждый зритель (в том числе телевизионный) наверняка поймет и считает.


СБ