Квота на беспошлинный ввоз «электричек» исчерпана — как это повлияет на рынок авто

Квота на беспошлинный ввоз «электричек» исчерпана — как это повлияет на рынок авто

11 октября 2025 196
Взрывной рост популярности машин на зеленых номерах имеет несколько причин.

По дорогам Беларуси колесят не менее 40 тысяч электромобилей, причем свыше 15 тысяч из них ввезены в текущем году. Взрывной рост популярности машин на зеленых номерах имеет несколько причин: комфортные цены, всевозможные льготы от государства, развивающаяся зарядная инфраструктура. Поэтому над приобретением бесшумного и экологичного авто задумываются многие. Но некоторых встревожила новость о том, что квота на ввоз в Беларусь электромобилей с нулевой ставкой таможенной пошлины исчерпана — стало быть, грядет подорожание из-за растаможки.

Особые правила пока закончились

Льгота для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих электромобили, была предусмотрена решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. Nº 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза». Один из пунктов документа гласит, что от ввозных таможенных пошлин освобождаются моторные транспортные средства с электрическими двигателями, «ввозимые в Республику Беларусь в количестве 10 тысяч штук в 2022 году, 15 тысяч штук в 2023‑м, 15 тысяч штук в 2024‑м и 15 тысяч штук в 2025 году». Такие же условия, только с разным количеством машин, предусмотрены для Армении, Казахстана, Кыргызстана. «Электрички» при этом предназначались только для той страны, куда въехали.

Поскольку в предыдущие годы ввозилось меньше машин, чем это возможно, о квоте и не говорили. До тех пор, пока о ее исчерпании не сообщил Государственный таможенный комитет.

Будет ли повышение стоимости?

Как минимум до конца года юридическим лицам и ИП, которые привозят в Беларусь машины на продажу, за каждую «электричку» придется платить таможенную пошлину. Согласно решению Совета ЕЭК от 14.09.2021 г. она составляет 15 процентов от стоимости автомобиля. Существует, к слову, еще и НДС. Однако в ГТК уточнили: независимо от исчерпания квоты по тарифной льготе, электромобили категорий М, MG, N, NG, ввозимые юридическими лицами по 31 декабря 2025 года, освобождаются от уплаты НДС согласно указу Президента от 12 марта 2020 года. Уточним: М — это легковушки и автобусы, N — грузовики, а буква G указывает на повышенную проходимость.

— Те, кто не успел ввезти автомобили до исчерпания квоты (1 октября), будут растаможивать их за 15 процентов от стоимости, — отмечает генеральный директор автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Худоешко. — Прежде всего это касается машин, которые сейчас находятся в пути, например, из Китая.  

В то же время крупные игроки успели создать некоторый запас на складах. До его реализации они постараются держать цену в пределах той, что была при растаможке по нулевой ставке. Кого-то придержать цены заставит желание выиграть в конкурентной борьбе. Но логично предположить, что, когда запасы иссякнут, рост стоимости будет близиться к 15 процентам.
Однако у продавцов электрокаров есть опасения, что это приведет к падению спроса, а оно, в свою очередь, повлечет другие негативные моменты. Сергей Худоешко поясняет:

— Чем значительнее количество электромобилей, тем больше стимулов развивать инфраструктуру, строить заправочные станции. Это инвестиции. Таможенная пошлина — разовый платеж, а за электроэнергию, потребляемую в значительных объемах, владельцы электрокаров будут платить в течение всего срока эксплуатации машин.

Отечественное предложение

Две трети электромобилей в Беларуси продается в лизинг или в кредит. Цены на них самые разные: от 44 — 50 тысяч рублей за NAT, Dongfeng, BYD до 150 тысяч за премиальные модели LiXiang, Voyah, Zeekr. Несложно подсчитать, что первые подорожают на 6 — 7 тысяч рублей, а вот вторые — на 22 — 23 тысячи, что незначительным никак не назовешь.

— Стратегия нашей компании нацелена на массовые продажи. Запасы у нас имеются, постараемся максимально сдерживать цену, — обещает директор по маркетингу ООО «Автопромсервис» Денис Белько. — Потом будем ориентироваться на ситуацию на рынке. Если ничего не изменится, не исключаю вероятность того, что или откажемся от ввоза электромобилей, или значительно его сократим.

15 тысяч электромобилей в страну ввезли за 9 месяцев. Сможет ли отечественный производитель удовлетворить растущие аппетиты поклонников электрокаров? Так, компания «БЕЛДЖИ» с мая текущего года выпускает «электричку» Geely EX5. В базовой комплектации она стоит 73 900 рублей. В месяц реализуется около 150 авто. А с начала октября продается гибридный автомобиль Belgee X80. Его цена в максимальной комплектации — 89 900 рублей. На заводе уточнили:

— Мы выпустили пробную партию в 110 экземпляров, покупатели проявили к ней большой интерес, поэтому полагаем, что до конца года доведем количество произведенных авто до 500.

15 октября «БЕЛДЖИ» представит еще одну модель — Geely E22H/Geome Xingyuan, а после презентации начнется ее массовый выпуск. Стоимость пока не озвучивают, но заверяют, что это будет бюджетная машина.
В этом сегменте конкуренция идет на пользу: растет количество «электричек», строятся зарядные станции, покупатели все чаще останавливают выбор на отечественных машинах.

Какой выход

В развитие и популяризацию электротранспорта в Беларуси уже вложено много сил и средств. В продолжении бума на такие машины заинтересованы в первую очередь энергетики. Много значит он и для производителей зарядной инфраструктуры, которые сделали немалые инвестиции. Возможно, целесообразно попытаться продлить срок действия квоты на нулевые таможенные пошлины?

— Насколько мне известно, Армения уже запросила у ЕЭК дополнительную квоту на 8 тысяч электромобилей, и ее просьба удовлетворена. Поступить таким же образом может и Беларусь. Для насыщения рынка нам нужно не менее 25 000 машин в год, — считает Сергей Худоешко.

sb.by