Раховец – одна из новогрудских деревень, где фашисты оставили свой кровавый след

Раховец – одна из новогрудских деревень, где фашисты оставили свой кровавый след

Раховец – одна из новогрудских деревень, где фашисты оставили свой кровавый след

08 мая 2025 325
Великая Отечественная война прокатилась по нашей стране, оставив за собой горе и слезы, разоренные города и сожженные деревни. Во время войны были уничтожены сотни белорусских деревень. Раховец – одна из новогрудских деревень, где фашисты оставили свой кровавый след. Мы никогда не должны забыть имена мирных жителей этой деревни, погибших от рук нацистов.

Карательную операцию в деревне Раховец фашисты совершили 19 июля 1943 года. Они расстреляли семьи тех, кто поддерживал связь с партизанами. Жертвами фашистских преступлений стали семьи Николая Белуша, Константина Белуша, Владимира Чырвоного, Иосифа Скурата – он единственный выживший. Сожжено было 11 домов, погибли 24 человека, включая младенца и подростка. Правда о трагедии не может быть забыта. Память о погибших жителях деревни Раховец живет в сердцах людей.

Родным Владимира Станиславовича и Галины Александровны Чырвоных непросто пришлось в годы войны. Семья двоюродного дяди Владимира Красного была расстреляна, а дом сожжен. Участником Великой Отечественной войны был папа Станислав Чырвоный, воевал на 2-ом Белорусском фронте. Мужчине посчастливилось живым вернуться домой.


– В тот июльский день фашисты, как черная туча, налетели на деревню, окружили со всех сторон. Им стало известно, что в Раховце есть люди, которые поддерживают связь с партизанами, знают об их месте нахождения. Немецко-фашистские захватчики жестоко отомстили жителям моей родной деревни за связь с партизанами. Дом дяди Владимира Чырвоного находился напротив нашего, – рассказывает Владимир Станиславович. – От рук фашистов погиб дядя Володя, его жена и две дочери. Дом сожгли.


– В тот страшный день погибали не только взрослые, но и дети. По рассказам старожилов, неподалеку жила семья Константина Белуша, которая также была замучена немцами. Жестоко расправились немцы с ними, – добавляет Галина Александровна. – Маленькая дочь Константина еще подавала голос из-под тела убитой матери, но никто не мог помочь ей. Немцы не пожалели и девочку ... Расстреляны были и семьи Николая Белуша и Иосифа Скурата.

Идут годы. Отходят в вечность свидетели тех ужасных событий. Нам остаются только скупые записи, хранящиеся в архивах, и Памятники, Памятники, Памятники...


На территории Вселюбского сельского совета трагическая судьба сожженных деревень постигла шесть населенных пунктов: Отминово, Детомля, Молочки, Низовцы, Ольховка. По сведениям Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о ходе расследования уголовного дела по геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны имеется информация о сожженных домах в аг. Вселюб, аг. Бенин, д. Зеневичи. Однако данная информация жителями этих населенных пунктов не подтверждена, так как свидетелей того времени нет в живых.

Как сообщил председатель Вселюбского сельисполкома Павел Крайник, на территории этих населенных пунктов установлены памятники, мемориальные плиты. Все имена убитых и сожженных жителей увековечены на памятной плите в Раховце. Прежде потомки тех, кто остался в живых, установили памятник на собственные средства. В 2022 году на том месте заменена памятная плита с именами жителей д. Раховец, погибших 19 июля 1943 года.


Война – великая трагедия, которая навечно в народной памяти. Она отдается не меньшей болью в сердце каждого нового поколения, чем в сердцах тех, кто пережил все это, был свидетелем страшных событий. Пока мы помним свою историю и истоки, пока по-настоящему любим Родину и гордимся ею, мы живем!


Свидетель тех ужасных событий Фаина Сафроновна Белуш хорошо помнит войну.


– Горевали мы тогда, очень горевали, лучше такого не знать. Кажется, немцы стояли в соседней деревне Вересково. В тот июльский день 1943 года мы с мамой картошку пололи, когда фашисты приехали в деревню. Ходили по домам, сараям, искали кого-то. Моего двоюродного брата забрали в армию, его жена и маленький сын остались. Мы вместе с мамой и братовой спрятались. Немцы нас с ребенком не тронули. А вот в конце деревни жила семья Скурат. Иосиф Скурат заприметил карателей издалека и залез на высокую липу. На его глазах убили всю семью – жену и трех дочерей, сожгли дом, – делится воспоминаниями Фаина Сафроновна. – От рук фашистов погибло 24 односельчанина, сгорела большая половина деревни. Творили свое зверство на глазах односельчан, чтобы запугать. И сегодня, спустя более 80 лет после той страшной трагедии, все это помню, такой страх берет, и слезы сами по себе текут. Позже, когда немцы уехали из деревни, всех погибших сельчан похоронили.


 «Новае жыццё» | Telegram | VK | OK | Facebook |

Instagram | YouTube | TikTok |  


Автор: Ольга Писар, «НЖ»