Почему важно вовремя выявить отклонения в речевом развитии ребенка и начать комплексную коррекционную работу рассказала Инна Шафар

Почему важно вовремя выявить отклонения в речевом развитии ребенка и начать комплексную коррекционную работу рассказала Инна Шафар

Почему важно вовремя выявить отклонения в речевом развитии ребенка и начать комплексную коррекционную работу рассказала Инна Шафар

14 ноября 2020 996

Почему в три года ребенок плохо говорит? Что делать: у сына (дочери) совсем маленький словарный запас? Речь дошкольника неразборчивая, будто «каша во рту». Когда же он заговорит нормально? В последние годы родители все чаще задаются такими вопросами. О том, почему важно как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребенка и начать комплексную коррекционную работу, мы поговорили с районным логопедом, учителем-дефектологом яслей-сада №7 Инной Шафар.

– За последние 8-10 лет работы у логопедов, действительно, прибавилось, – отмечает Инна Александровна. – Я практически 30 лет работаю с дошкольниками. И если раньше среди воспитанников младших и средних (не специализированных) групп детского сада были единицы с нарушениями речевого развития, то сегодня – единицы соответствуют установленным нормам. И дело не только в пресловутых «р» и «л». Работа логопеда направлена на увеличение словарного запаса ребенка, усвоение грамматических категорий, развитие связной речи. Мы тренируем зрительную память, способность анализировать информацию и выражать мысль. Любое отклонение в речевом развитии ребенка важно вовремя выявить. А начало комплексной коррекционной работы на раннем этапе позволяет предупредить возникновение вторичных нарушений.

На каждом возрастном этапе логопед решает определенный круг задач, но все они связаны между собой.


– Если в учреждении дошкольного образования ребенку так и не поставили звук «р», и вместо» рак он выговаривает «лак», то в первом классе скорее всего он будет ошибаться и при письме. Трудностей с сочинениями по литературе не избежать, если в дошкольном возрасте ребенок не может составить рассказ по картинке, – объясняет логопед.

Проблему легче предупредить

– Речевое развитие очень индивидуально, и до трех лет мы обычно даем ребенку время разговориться, – подчеркивает Инна Шафар. – Тем не менее именно ранний возраст дает большие возможности для психофизического развития ребенка. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Именно в этом периоде закладываются основы интеллекта, мышления, умственной активности ребенка. Главным и важнейшим приобретением раннего возраста является речь. Если же в это время речевому развитию малыша не уделять достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется очень много усилий, чтобы наверстать упущенное.

Календарь развития речи ребенка раннего возраста

3 недели-1 месяц: появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2-3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г».

4-6 месяцев: издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6-9 месяцев: лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11-14 месяцев: появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом.

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов, появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать, что видели и слышали.

Если речевое развитие вашего ребенка не соответствует норме, его нужно показать специалисту. Районный логопед принимает детей с понедельника по четверг с 13.00 до 15.00. Справки по телефону: 2-04-40 (регистратура детской поликлиники).

– Речь ребенка формируется на примере языка родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Уважаемые родители, не искажайте слов, когда говорите с ребенком, четко произносите каждый звук, не торопитесь, не «съедайте» слогов и окончаний слов. Приучайте ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда оно легче перенимает артикуляцию взрослых. И помните: никакие гаджеты, а тем более в раннем возрасте, не заменят ребенку живого общения. Здоровья вам и вашим деткам, – пожелала в конце разговора Инна Александровна.

Татьяна Сазанович, «НЖ»